12 способов обеспечить правильную безопасность труда

Невозможно завтра создать культуру безопасности,

если не заниматься вопросами безопасности сейчас.

Счётчик дней “безопасного труда”

Многие из нас знакомы с теми лозунгами, которыми хвастаются иные компании “Прошло ….. дней с момента последней аварии (несчастного случая)”. Независимо от того, действительно ли эти знаки работают так, как задумано, желание отмечать дни, недели и месяцы без несчастных случаев на производстве, понятно. В конце концов, от несчастных случаев не выигрывает абсолютно никто. Ни работники, пострадавшие от них, ни работодатель, который должен отрывать людей от основной работы, останавливать процесс, если это необходимо для проведения расследования, а потом находить способы всё вернуть в рабочий ритм – т.е. абсолютно никто.

В интересах каждого сократить количество несчастных случаев, предотвратив их. Поэтому давайте кратко рассмотрим, что могут и должны делать работодатели, чтобы контролировать опасные факторы, минимизировать риски и гарантировать, что каждый работник на своём рабочем месте сможет закончить свой трудовой день без вреда для себя.

Лучший способ предотвратить инциденты на рабочем месте – сделать безопасность основной частью системы ценностей организации. Формирование культуры безопасности, которая внедряется с нуля, также даст вам отличные результаты.

Даже если в вашей организации представлены сложные концепции системы управления охраной труда, промышленной безопасностью, всё равно вы должны начать заниматься безопасностью, чтобы показать, что вы цените безопасность. И как только сотрудники увидят и станет ясно, что вы цените их безопасность, это может распространиться на всю культуру безопасности организации.

Мы выбрали лучшие способы обеспечить безопасность труда.

  1. Инвестируйте в обучение и обучающие инструменты – выходите за рамки самого необходимого и вооружайте всех своих сотрудников знаниями, необходимыми им для безопасной работы (и понимайте ценность этого).
  2. Повышайте осведомленность работников об опасностях, с которыми они могут столкнуться, – можно использовать тренинги, но то же самое делают знаки безопасности, регулярное общение и неформальные занятия по повышению квалификации.
  3. Внедрите четкую политику «Стоп работа!» – сотрудники должны знать, что они должны прекратить работу, как только будет выявлена проблема безопасности, и что от них не ожидается возобновления работы до тех пор, пока проблема не будет полностью решена.
  4. Устраните все барьеры для сообщения о проблемах безопасности – мобильное программное обеспечение может оптимизировать и упростить процесс отчетности, уточнение цепочки подчинения гарантирует, что все будут знать, кому они должны отчитываться, а отсутствие стимулов, связанных с результатами обеспечения безопасности, побудит сотрудников сообщать о любой возникающей проблеме или инциденте.
  5. Заверьте сотрудников, что сообщение о проблемах безопасности приветствуется – никогда, ни при каких обстоятельствах не делайте выговор, не наказывайте и не принимайте ответных мер в отношении сотрудника за сообщение о проблеме безопасности (всегда стремитесь найти решение проблемы, а не кого-то в ней обвинять).
  6. Убедитесь, что работники знают, что они всегда могут обратиться к специалисту по охране труда, чтобы задать ему интересующий их вопрос или поднять проблему и знать, что он немедленно примет соответствующие меры.
  7. Проводите регулярные проверки безопасности – все инструменты и оборудование, а также рабочие процедуры и условия на объекте должны проверяться на регулярной основе. По крайней мере, ежедневно должны проводиться какие-либо инспекции безопасности (а не только “по мере необходимости”). Это поможет вам выявить проблемы до того, как они станут более серьезными, а также даст понять, что безопасность должна быть приоритетной.
  8. Оперативно расследуйте любой несчастный случай и принимайте все последующие меры своевременно. Какая бы ни была проблема по сложности – принимайте меры по устранению любой проблемы, доведенной до вашего сведения, а также сообщайте сотрудникам, что было сделано по этому поводу.
  9. Ведите учет всех инцидентов – всё, от мелких инцидентов до смертельных исходов, должно быть тщательно задокументировано, логически организовано и храниться доступным способом, чтобы его можно было использовать для выявления тенденций и проблем, которые следует решить.
  10. Регулярно проводите инструктажи по охране труда – эти неформальные встречи позволяют вам вести постоянный диалог о безопасности, напоминать работникам об окружающих их опасностях и процедурах, которым они должны следовать, и дают каждому возможность внести свой вклад и обратную связь.
  11. Поощряйте наставничество в области безопасности среди своей команды – работники, которые проработали в вашей компании дольше, могут следить за небезопасным поведением новых сотрудников и показывать им, как это исправить. Это также создает у более опытных сотрудников чувство ответственности за безопасность, что поощряет заинтересованность в безопасности.
  12. Информируйте о безопасности на всех уровнях. Конечно, если у вас есть специалист по охране труда, то он обязан заботиться о безопасности – это его работа. Но работники также должны слышать позитивные сообщения о безопасности от руководителей, главных специалистов и менеджеров компании. В противном случае у них сложится впечатление, что безопасность работы не является приоритетом для организации.
Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.