Часть 1. Как составить вопросы к билетам по охране труда
В условиях современного производства, исключить полностью человеческий фактор на работах повышенной опасности невозможно, но этим фактором совершенно точно можно управлять.
Риск человеческого фактора, как и любые другие опасности, имеет свои источники. Чтобы выявить такие источники и обеспечить безопасность работника, снизить предпосылки для его небезопасного поведения, большое значение может оказать грамотная организация проверки знаний по вопросам охраны труда, что в свою очередь позволит добиться снижения уровня травматизма, повышения эффективность труда.
Большинство специалистов по охране труда отмечают, что существующая сейчас практика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда представляет собой абсолютно формальный подход, который никогда не позволит снизить риск получения травмы работником. Что представляют собой билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда? Зачастую на практике билеты мало отвечают своему назначению, в лучшем случае это экзамен на компьютере по билетам разработанным сторонней организации, которая не вдавалась в специфику работы конкретного предприятия. Т.е. билеты по охране труда создаются «в общем», иначе говоря для всех. Поэтому рассматривая каждое конкретное предприятие, его специфику, организацию и условия работы, можно сказать, что качество абсолютного большинства вопросов в билетах по охране труда для работников оставляет желать лучшего.
Организовать саму проверку знаний по охране труда с одной стороны несложно. Составляем перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда и утверждаем его руководителем организации. В соответствии с требованиями Инструкции № 175 в назначенное время собираем комиссию организации и проводим саму процедуру проверки знаний с составлением протокола и выдачей удостоверений по охране труда. При этом не забываем уведомить за 15 дней работника о месте и времени проведения проверки знаний.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в своём постановлении № 210 от 30 декабря 2008 г «О порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда» определило цели создания комиссии организации, определила её состав и как разрабатываются и кем утверждаются билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда. Комиссия организации осуществляет свою деятельность в целях проверки знаний по вопросам охраны труда работающих организации. Состав комиссии организации, включая председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии организации, устанавливается приказом руководителя организации. Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда работающих по профессиям рабочих разрабатываются на основе требований по охране труда для профессий рабочих и отдельных видов работ (услуг), содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для исполнения, локальных правовых актах организации, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих. Утверждаются билеты председателем комиссии организации.
Обращаю внимание на то, что даже если в вашей организации проверка знаний проводится при помощи программы на компьютере, это не освобождает нанимателя от утверждения билетов, имеющихся в этой компьютерной программе.
Самостоятельная разработка билетов по охране труда обычно непосильная для многих организаций задача, если руководитель не желает покупать или брать из интернета готовые комплекты билетов по охране труда. Как уже было отмечено, проверка знаний у рабочих проводится в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающего. Ответа на вопрос кто же должен разрабатывать такие билеты с учётом этого объёма в нормативно-правовых актах мы не найдём. Однако всем понятно, что работа по разработке вопросов по охране труда, пожарной безопасности и т.д. к билетам достаточно ёмкая и сложная для одного специалиста.
Таким образом только руководитель организации обязан решать вопрос кому поручить разработку билетов по охране труда. В свою очередь уделим внимание основным моментам как их разработать лучшим образом.
Тематика вопросов.
Первый вопрос –права и обязанности работника по охране труда.
Второй вопрос – общие требования по охране труда связанные с функциональными обязанностями работника.
Третий вопрос – соответствие объектов, производственных процессов и оборудования, рабочих мест, продукции требованиям по охране труда;
Четвертый вопрос – требования пожарной безопасности, электробезопасности, по охране труда в аварийных ситуациях;
Вопрос об оказании доврачебной помощи пострадавшим при несчастном случае требует не только теоретических знаний, но и, в большей степени, показа практических навыков оказания помощи, поэтому этот вопрос я не рекомендовал бы вносить в билеты по охране труда. Хотите, чтобы работник умел оказывать доврачебную помощь – организуйте специальные курсы на предприятии с привлечением медицинского персонала или отправьте его на соответствующие курсы в медучреждение.
Время – деньги
Нецелесообразно формулировать такие вопросы по охране труда, которые требуют времени для проверки умения работника что-то выполнить или показать. При разработке вопросов разработчик должен адекватно взвешивать реальную возможность ответить в отведенное время на тот или иной вопрос.
Форма вопроса.
Желательно, чтобы возможно больше вопросов было изложено в форме, требующей, конкретного и активного ответа: например «Ваши действия в случае возгорания оборудования?», «Как вы поступите, увидев, что ваш коллега выполняет работы с нарушением техники безопасности?», «Кому вы сообщите если на рабочем месте имеется неисправный инструмент» и т. п. Конкретно и ясно должны выглядеть предложения что-то объяснить, охарактеризовать и т. д.
Вполне допустимы вопросы и в тезисной форме при условии, что вопрос не повторяет название инструкции по охране труда, а дает четкое представление о характере и рамках ответа, например: «Способы определения исправности ручного электрифицированного инструмента», «Меры предупреждения потери устойчивости лестницы», «Основные причины аварийных ситуаций при работе технологического оборудования» и т. п. В то же время формулировки вопросов должны исключать односложные ответы типа «да» или «нет», поскольку подобные ответы не позволят оценить знания работника. Во всех случаях вопрос должен предполагать возможность четкого ответа.
Чёткая формулировка составленных вопросов.
Очень важное значение имеет правильное и четкое формулирование вопросов для билетов. Каждый вопрос надо излагать так, чтобы работнику не понадобилось дополнительно выяснять, что именно хотят от него узнать. Не стоит допускать расплывчатые, общие формулировки вроде «Организация рабочего места при проведении сварочных работ» или «Требования по охране труда во время работы». Во всех подобных случаях невозможно определить, о чем же конкретно спрашивают.
Ниже представлены примеры «не грамотных» вопросов, которые на практике присутствуют в билетах по охране труда.
Вопрос | В чём заключается его неправильная постановка | Пример «правильного» вопроса |
Действия работающего при несчастном случае на производстве | Вопрос не уточняет с кем произошёл несчастный случай, с самим работником, с его напарником или коллегой. Т.е. на такой вопрос отвечающий может дать настолько пространственный ответ, который совершенно не будет соответствовать его действиям в реальной ситуации. Поэтому оценить его знания и какие конкретные действия он предпримет – невозможно. | Какие действия вы предпримите, если увидели, что рука вашего коллеги попала под пресс. |
Работы на высоте с применением предохранительного пояса | Вопрос настолько обширный, что работник просто не будет знать, о чем ему рассказывать. Кроме этого данный вопрос требует практических навыков в применении предохранительного пояса и показательных действий работника как он с ним будет обращаться | Что вам необходимо знать чтобы использовать выданный вам предохранительный пояс (страховочная привязь) при монтаже металлоконструкций на высоте |
Право на компенсацию по условиям труда | Вопрос не относится ни к компетенции работника, ни к сфере его профессиональных обязанностей, поэтому работник может не владеть достаточными знаниями для его ответа. | Исключать из билетов подобные вопросы |
Опасные и вредные производственные факторы воздействующие на работника в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ | В процессе выполнения определённых погрузочно-разгрузочных работ на работника могут воздействовать различные опасные и вредные производственные факторы. Вопрос надо формулировать применительно к конкретному рабочему месту или ситуации. | Какие опасные и вредные производственные факторы могут воздействовать на вас при разгрузке металлопроката (труб) с трубовоза и предполагаемые меры обеспечения безопасности |
Перечислим основные принципы формулировки вопросов:
- Язык их должен быть лаконичным, ясным и вместе с тем содержательно ёмким
- Вопросы должны быть простыми, короткими и понятными, исключающими различные их толкования
- Нельзя допускать расплывчатых, непонятных формулировок, вопросы должны быть сформулированы точно, конкретно и определённо (достаточно узко)
- Вопрос должен предполагать возможность четкого ответа
- Желательно не создавать вопросы, которые содержат внутри себя ещё несколько вопросов
- Формулируйте вопросы, описывая реальные ситуации, с которыми работник может столкнуться в рамках своей профессии
- Формулировки вопросов должны исключать возможность односложных ответов типа “да” или “нет” и вызывать необходимость давать развернутый ответ с подробной аргументацией. Для комиссии является значимым как сам работник понимает и разбирается в этом вопросе
- Ответ не должен присутствовать в самом вопросе.
Часть 2. Проверка знаний по охране труда в форме тестирования
Самый большой недостаток проведения проверки знаний по билетам, содержащих вопросы – достаточно много времени уходит на весь процесс проверки знаний. В организациях малого и среднего бизнеса отвлечь на проверку знаний на весь день 3 человека – часто неразрешимая задача. К примеру, чтобы провести проверку знаний у 20 человек, выполняющих работы с повышенной опасностью, у нас есть билеты по 4 вопроса в каждом. Считаем, что если на каждого работника тратить минимум по 16 минут – по 4 минуты на вопрос, то за час проверку знаний пройдут только 3 работника. Практически весь день надо потратить только на прохождение проверки знаний. Весь день должна заседать и комиссия в полном составе не менее 3 человек (в организации малого бизнеса это практически все должностные лица). И так как любое предприятие создаётся в первую очередь для получения прибыли, становится понятно, что не один наниматель не будет тратить весь день на такого рода мероприятие.
Поэтому, чтобы сократить количество времени на проведение проверки знаний, существует такой вариант как тестирование. Основное отличие тестирования от других видов контроля и оценки знаний – полная самостоятельность работника.
При тестировании работник не стремится показать свои знания или, что чаще всего, оценочные суждения о заданном вопросе, а оценить свои действия, результаты своих знаний и практического опыта.
Основными достоинствами тестовой формы контроля являются:
- быстрота поверки выполненной работы;
- оценка достаточно большого количества работников;
- возможность проверки теоретического материала после обучения по вопросам охраны труда;
- объективность оценки результатов выполненной работы.
Составление тестов – дело ответственное, и чтобы результаты тестирования были объективны и точны, а работники не опротестовывали итогов, следуйте следующим рекомендациям:
1) Подготовку тестов поручайте специалисту в той области знаний, по которой вы решили составить тесты (инженер по охране труда отвечает за вопросы и ответы по теме охраны труда, специалист по пожарной безопасности, соответственно по своему направлению);
2) При составлении тестов необходимо придерживаться определенных правил, если можно так сказать – стандартов. Каждый тест состоит из составляющих его вопросов, а потому и начинать надо с правил написания самих вопросов.
Правило 1. Вопрос должен быть вопросом.
Прежде всего, каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса (заканчиваться, соответственно, знаком вопроса), т.е. начинаться он должен с таких слов, как “что”, “как”, “когда”, “где”, “сколько” или с фраз “в каких случаях”, “в каком месте”, “с кем из” и т.д., а.
Отмечу, что, как и в случае с разработкой вопросов к билетам по охране труда, задавая вопрос при тестировании, разработчик должен составлять его максимально корректно.
Правило 2. Вопрос должен составляться в соответствующих целях.
Вопросы однозначно не должны составляться с умыслом “завалить” работника. Основная задача тестирования узнать, что знает специалист или не знает что-то, какие действия он будет предпринимать в том или ином случае или обстоятельствах. Поэтому и вопрос надо создавать с учетом этого. Не отдавая себе отчета в том, какие вы преследуете цели составляя тот или иной вопрос, можно добиться совсем не того, чего хотелось.
Правило 3. Количество вариантов ответов в вопросе должно быть разумным.
Сколько должно быть вариантов ответов в вопросе? Этот вопрос наименее принципиален – сколько хотите, столько и делайте вариантов. Здесь должен руководить здравый смысл. Один вариант ответа быть не может, это не вариант. Два варианта ответов – не серьёзно, работник может попробовать угадать, который из двух вариантов правильный.
Если вариантов ответов слишком много, это также нехорошо, потому что оцениваются уже не только и не столько знания, сколько другие качества специалиста: внимательность, зрительная память, крепкие нервы и проч. Посторонние факторы, даже такие как многообразие вариантов ответов, могут исказить представление комиссии о знаниях специалиста.
Оптимальное количество вариантов ответов от трех до пяти.
Правило 4. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.
Это вроде как само собой разумеющееся правило. Вместе с тем некоторые составители тестов, после того, как сформулировали вопрос и правильный вариант ответа к нему, все остальное варианты пишут по типу “и так сойдёт”. Неверные варианты ответов необходимо стараться делать «максимально правдоподобными» с не значительными отступлениями или не полным цитированием первоисточника для теста.
Правило 5. Нужно однозначно определиться с видом вопросов составляемого теста
Для билетов по вопросам охраны труда предпочтительными будут такие варианты составления тестов:
а) Вариант, когда из предлагаемых ответов правильным является только один ответ
б) Вариант, когда возможно несколько правильных ответов из всех предлагаемых на выбор
Обязательно в начале тестирования работников нужно предупреждать о вариантах ответа на вопросы. Мешать вопросы разных типов не стоит, так как это может запутать тестируемых, что не позволит дать оценку знаниям в чистом виде.
Правило 6. Тематика теста должна планироваться до составления вопросов.
Задавать много вопросов по одной и той же теме, игнорируя другие темы неправильно. Грамотно составленный тест тем и хорош, что вопросы равномерно оценивают знания тестируемого по целому спектру тем. Понимая назначение тестов – легко будет представить себе “структуру теста” – все локальные документы, инструкции, по которым будут составляться вопросы.
Тематика вопросов для тестирования
Тема | Кол-во вопросов | |
1 | Права и обязанности работника по охране труда | 1 |
2 | Требования по охране труда перед началом работы | 1 |
3 | Требования по охране труда во время работы | 2 |
4 | Требования по охране труда при работе по наряд-допуску | 2 |
5 | Электробезопасность | 1 |
6 | Пожарная безопасность | 1 |
7 | Промышленная безопасность | 1 |
8 | Действия работника в аварийных и чрезвычайных ситуациях | 1 |
Весь тест | 10 |
Правило 7. Оптимальное количество вопросов в тесте устанавливается вами.
Составляя тесты оперируйте временем, которое необходимо затратить на выбор ответов.
Обобщая вышесказанное составление тестов – это довольно кропотливая работа. Основные трудности связаны именно с тем, что нужно просто сидеть и писать, и “шлифовать”. Работая над тестами, вы работаете с нормативными документами, т.е. повышаете квалификацию. В общем, специалист делает тесты, а тесты делают специалиста.
И последнее правило, не надо забывать, что тесты – это не цель, а средство достижения цели. Целью же является постоянное и системное повышение уровня знаний, профессиональной подготовки, квалификации специалистов. А тестирование лишь один из методов содействия обучению и подготовке, а при сегодняшних возможностях использования программного обеспечения, тестирование – практически безальтернативный способ оценки коллективных и персональных знаний работников.
Пример билета для проверки знаний по вопросам охраны труда у штамповщика
Прим. Правильных ответов может быть несколько. Правильные ответы отметить «+» Вопрос 1 Что должен выполнить работник перед началом работы? Работник должен оценить свое состояние здоровья Узнать самочувствие начальника участка Оценить готовность и способность выполнять порученную работу Плотно поесть Вопрос 2 Какие проходы и подходы должны быть свободными? к рабочему месту к средствам пожаротушения к путям эвакуации к помещению для приёма пищи Вопрос 3 Где находится аптечка первой помощи? В помещении начальника участка В помещении покрасочной В гардеробной На участке штамповки Вопрос 4 Действия работника в случае неисправности оборудовании и со снятыми предохранительными устройствами? Работать запрещается, нужно немедленно уведомить об этом руководителя работ Установить предохранительные устройства и продолжить работу, по окончании уведомить об этом руководителя работ Выполнять работу с предельной осторожностью Уведомить руководителя и работать на неисправном оборудовании очень внимательно Вопрос 5 Кем проводится повторный инструктаж по охране труда работнику? Штамповщиком, имеющим более высокий разряд Руководителем предприятия Начальником участка Инженером по охране труда Вопрос 6 Что делать при возникновении аварийной ситуации, а также ситуации, угрожающей здоровью или жизни окружающих? Покинуть рабочее место предупредив начальника участка Не паниковать Устранить причину ситуации Как можно быстрее исключить действие опасного источника (отключить рубильник, остановить работу оборудования и т.д.) Вопрос 7 Что входит в обязанности штамповщика? Штамповщик обязан выполнять только ту работу, которую ему поручил начальник участка, безопасные методы и способы выполнения которой ему известны Штамповщик обязан выполнять любую работу, которую ему поручил директор предприятия, даже если безопасные методы и способы выполнения которой ему не известны Штамповщик обязан выполнять только ту работу, которую ему поручил начальник участка, даже если безопасные методы и способы выполнения которой ему не известны Штамповщик обязан выполнять любую работу, в том случае, когда безопасные методы и способы выполнения которой ему известны |
Часть 3. Применяем процесс «Постоянное улучшение» при проведении тестирования работников.
Организации, которые внедрили у себя СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению» знают, что одним из разделов в нём имеется процесс «Постоянное улучшение». Каким образом можно применить «постоянное улучшение» при подготовке тестов по охране труда рассмотрим ниже.
Как известно, в большинстве случаев причиной травмирования работника становится его небезопасное поведение. В результате многолетнего изучения психологических компонентов безопасного поведения, можно выделить четыре основных фактора, влияющих на это поведение:
Внешние условия труда – состояние технического оборудования, наличие разметки опасных зон, средства индивидуальной защиты;
Функциональное состояние человека – физическое самочувствие и эмоциональное состояние в момент выхода на работу;
Обучаемость работника – профессиональный опыт, знание инструкций и нормативов по охране труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ);
Психологические особенности – личностные склонности, черты характера и способности.
Между безопасным поведением работников и их личностными чертами – интеллектуальными способностями, склонностью к риску и стрессоустойчивостью, всегда можно проследить определённую связь. К примеру способности и склонность к риску напрямую связаны с небезопасным поведением, а стрессоустойчивость определяет стиль поведения человека во время опасности.
Выделим критерии, которые будем использовать при создании тестовых вопросов:
- Интеллектуальные способности – понимание инструкций и внимательность;
- Личностные особенности – склонность к риску, дисциплинированность, стрессоустойчивость;
- Реакция– скорость, адаптивность, обучаемость.
Хорошо составленный тест помимо проверки знаний по охране труда с учётом вышеизложенных психологических компонентов поможет определить причины опасного поведения и меры их профилактики; проанализировать готовность к работе на опасном производственном объекте; выбрать сотрудников в качестве бригадиров или руководителей стажировок.
Каким образом эти критерии можно применить при подготовке вопросов к тестированию. Помощь психолога будет не лишняя, т.к. главную роль здесь будет выполнять сама подача вопроса, каким образом он будет составлен. На один вопрос возможен выбор как минимум из двух вариантов правильных ответов (работник должен выбрать только один ответ), но один, например, предусматривает активную реакцию работника на обстоятельство, другой вариант – «осторожную» реакцию, т.е. «доложу руководителю, а он пусть решает» и т.п.
В результате ответов на такие вопросы всех работников можно классифицировать на четыре группы – A, B, C, D, «сортируя» их по двум критериям – «интеллектуальные способности» и «склонность к риску».
Группа А – самая безопасная группа сотрудников: они имеют высокие интеллектуальные способности и не склонны к риску. Людей этой группы рекомендуется ставить выполнять сложные задачи на производстве, без риска, что они будут их выполнять с нарушением требований безопасности.
Группа B – работники с невысокими способностями и не склонные к риску. Это не самая опасная группа, но именно для таких людей крайне важна стрессоустойчивость.
Не склонные к риску работники с низкими показателями стрессоустойчивости легко впадают в панику в любой внештатной ситуации и совершают импульсивные действия. Для них рекомендована спокойная, однообразная работа, без потрясений.
Группа С – работники, склонные к риску, с высокими интеллектуальными способностями. Это самая интересная и неоднозначная группа. И хотя они действительно готовы рисковать, но делают это обдуманно, предугадывая последствия своих действий, и не идут на неоправданный риск. Такие люди необходимы там, где требуются смелость, решительность и хладнокровие. Они отлично справятся с верхолазными работами или работать по профессии монтажников металлоконструкций т.д. При этом отметим, что для работников группы С показатель стрессоустойчивости должен быть низкий. Высокая стрессоустойчивость может обернуться чрезмерной уверенностью в себе и стать причиной трагедии.
Группа D – работники с низкими способностями и выраженной склонностью к риску. Это наиболее опасная группа, – трудно спрогнозировать, когда и зачем представители этой группы поведут себя не по инструкции. Есть возможность – отсеивайте таких кандидатов на испытательном сроке. В противном случае комплектуйте бригады с балансом групп А и D. Низкая склонность к риску и высокий интеллект группы А будут нивелировать тягу к необдуманным действиям группы D. Таким образом можно сократить риск возникновения несчастных случаев.
По итогам тестирования каждый работник будет определён в ту или иную группу в зависимости от результатов тестирования. В дальнейшем службе по охране труда (специалисту по ОТ) значительно легче осуществлять контроль за действиями работников различных групп, особенно группы D. Кроме того, такое тестирование позволяет выявить категории работников, которым требуется дополнительно обучение по охране труда, повышение квалификации и т.д.
Таким образом тестирование может стать эффективным инструментом для оценки и построения прогноза небезопасного поведения работников. Приведу пример, как в одной организации по итогам тестирования сравнили людей с разным уровнем склонности к небезопасному поведению с показателями аварийности, зафиксированными за этими работниками. Оказалось, что 94,5% из тех, кто вошел в категорию работников с небезопасным поведением по тесту, действительно были нарушителями, и 67% тех, кто попали в категорию не склонных нарушать требования безопасности, не нарушали правил ОТ и ПБ.
Смысл такого тестирования будет полезен в решении таких задач как:
- Распределение работников на выполнение задач по степени склонности к риску;
- Направление на обучение по охране труда и определение более длительных сроков стажировки работников, склонных к проявлению риска на рабочем месте;
- Комплектование бригад – баланс “опасных” и “безопасных” сотрудников в смене для сокращения опасности возникновения аварийной ситуации или несчастного случая;
- Более требовательный контроль за действиями “опасных” работников на производстве.
На основе этих данных можно определить вероятность возникновения инцидентов из-за особенностей поведения работника. По сути, это и есть риск человеческого фактора, который мы уже можем выявить с помощью тестирования. А развитие компетенций по управлению личностными характеристиками или внедрение организационно-управленческих компенсирующих действий позволит этими рисками управлять и снижать их.