27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда.
Автор статей, эксперт, преподаватель.
Ни для кого не секрет, что для обеспечения безопасности при выполнении работ в первую очередь необходимо чётко представлять, что в большей степени такая безопасность будет достигнута, если работник знает безопасные способы и методы выполнения порученной ему работы. Алгоритм безопасного поведения работник должен усвоить для его практического применения в своей работе. Но как часто бывает, наниматель только проверит соответствие имеющейся у работника специальности, подтверждённой дипломом или свидетельством учреждения образования и, в лучшем случае, обеспечит его необходимой спецодеждой.
Как правило, всё обучение работника на рабочем месте по охране труда сводится к прохождению инструктажа по охране труда. Проведение стажировки, т.е. практическое обучение безопасным методам и приёмам работы, также свелось к тому, что работник, предоставленный сам себе, изучает порученную ему работу и само рабочее место. В результате такого «обучения» работник, если он и до этого привык трудиться с нарушениями требований безопасности, то он и впредь будет следовать своим устоявшимся «вредным» привычкам, которые стали для него нормой.
То же самое можно сказать и про руководителей высшего и среднего звена – топ-менеджмент и линейные руководители. Если руководитель не знает, как охрана труда должна обеспечивать безопасность работника, если он не «видит» в действиях работника нарушений требований по охране труда, то велика вероятность того, что инцидент или несчастный случай не заставят себя ждать.
Чтобы сформировать у рабочего безопасное поведение в процессе трудовой деятельности руководитель должен понимать, когда поведение (действия) работника можно характеризовать как безопасное. Безопасная деятельность работника является следствием правильного отношения к требованиям охраны труда. А чтобы такое отношение сложилось у работника, одними инструкциями многого добиться не получиться. Опыт безопасного труда, как и любой другой опыт чаще всего перенимают у специалистов более высокого разряда, класса, должности. Всем понятно, что опыт – знания, навыки и умения, которые человек приобретает в процессе жизни, практической деятельности в своей работе, должен постоянно обновляться, пополняться. Ритм сегодняшней жизни не сравним с ритмом даже 10 летней давности. Появляются новые профессии, новые рабочие места, новые виды работ и, естественно, им сопутствуют новые виды рисков, возникающих опасностей. Меняются подходы, вносятся изменения в различные стандарты, правила, другие нормативно-правовые акты. Чтобы за ними уследить, чтобы перенимать успешный (и не очень успешный) опыт, обучение работников, как часть производственного процесса, должно быть постоянным.
Представленный ниже рисунок наглядно показывает, почему чтение работнику инструкции по охране труда в виде лекции или чтение самим работником инструкции абсолютно неэффективно при отсутствии других методик.
Просмотр видеоматериалов по охране труда без последующего их обсуждения в коллективе, не дадут желаемого эффекта, а именно понимания того, как оценивать риски, как безопасно выполнить работу. Так и демонстрация первой помощи человеку при несчастном случае без соответствующей практики у обучаемого, не будет способствовать получению им навыков оказания первой доврачебной помощи.
Сегодня у работодателя есть большой выбор как организовать обучение работников безопасности труда эффективно. Во-первых, обучение может проводиться как на месте без отрыва от производства, так и в центре охраны труда. Проведение обучения по охране труда в самой организации характерно для большинства рабочих специальностей. Преимущества – проще собрать работников, меньше затраты руководства на командировку и проживание обучающихся. Зато в центре охраны труда можно получить более широкий спектр знаний по обучению работников. Это и профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации. Обучение в таком центре имеет ряд преимуществ:
- постоянная актуальная законодательная база, как правовая, так и техническая;
- современные методики обучения, применяемые на материально-технической базе центра;
- привлечение педагогов с опытом практической работы в интересующих нанимателя сферах.
Итак, почему же обучение и повышение квалификации — это не привилегия для работника, а насущная необходимость, рабочая потребность, а также критический фактор для повышения эффективности деятельности всей организации?
В процессе труда любой наниматель зависит от компетенции своего работника, среди которых самыми важными будут:
- Компетентность — наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной и безопасной деятельности в решении поставленных задач;
- Осведомленность — сочетание интереса, озабоченности и обеспокоенности в отношении полученной информации (в том числе о рисках на рабочем месте), которая побуждает человека действовать нужным образом в контексте определенной обстановки;
- Информированность — тот объём информации, который не приводит к опасным действиям или изменению поведения.
Развивая эти компетенции работника в процессе обучения, мы создаём благоприятное отношение работника к требованиям безопасности. Обучая работника теоретическим и практическим методам безопасного выполнения работы, тем самым наниматель проявляет “видимый” и “слышимый” работниками интерес к обеспечению безопасных условий их труда. Правильно подобранное обучение это один из самых эффективных способов воспитания безопасного поведения у работника. Когда работник видит, что его непосредственный руководитель не остаётся безучастным к проблемам его безопасности, требуя строго соблюдения правил охраны труда, то работник понимает, что нести ответственность за безопасность должен каждый. Только в таком случае у рабочего появится уверенность в том, что вокруг него все в порядке, появится настрой на безопасную работу.
Руководители не должны недооценивать роль повышения квалификации своих работников. Учёба, а самое главное общение и обмен опытом с такими же специалистами других организаций положительно воздействуют на мотивацию работника безопасно трудиться или создать соответствующие безопасные условия труда для рабочего.
Основа успеха любой компании и возможность удерживаться на экономическом рынке – это прежде всего люди их знания и умения. Даже специалистам самого высокого уровня время от времени требуется повышать свою квалификацию и узнавать что-то новое, а самое важное – это перенимать опыт.
К сожалению, не все понимают, почему тренинги – это так важно. Но реальность такова: типичный сотрудник сильно изменился за последнее время. Конечно хорошая зарплата – фактор немаловажный, но и её уже недостаточно: люди хотят трудиться с удовольствием и чувствовать свою личную значимость для общего дела. А если предприятий одной сферы деятельности много и зарплаты сильно не отличаются друг от друга, то работника можно заинтересовать только, предложив ему обогатить на вашем предприятии свой опыт и знания.
Самый простой для нанимателя способ показать, что он заинтересован в своём работнике, это серьезно заниматься их профессиональным развитием. Никто не хочет проработать всю жить на одном месте, делая одно и то же. И чем компетентнее ваши сотрудники, тем больше они хотят узнать что-то новое. Наличие программ постоянного повышения квалификации сделает для вас лояльных и продуктивных сотрудников.
Озвучим 10 причин, почему вам стоит регулярно обучать своих сотрудников:
- Технологии и рынок меняются очень быстро – ваши сотрудники должны быть всегда готовы принять новые знания
- Тренинги увеличивают лояльность и удовлетворенность работой
- Тренинги помогают увеличить эффективность и безопасность работы
- Тренинги формируют корпоративную культуру и репутацию вашей организации
- Тренинги мотивируют ваших сотрудников
- Обучение, как ни что другое, позволяет отвлечься от рутинных рабочих процессов
- Тренинги держат сотрудников в форме и помогают чувствовать сопричастность к общему делу
- Обучение сотрудников – это хороший вклад в будущее вашей организации
- Программа обучения сотрудников повышает стоимость компании в глазах потенциальных инвесторов
- И в конце-то концов! Это просто изменение обстановки, которое необходимо всем нам время от времени.
Обучение и повышение квалификации сотрудников в сфере охраны труда позволяют добиваться преимуществ для организации и достигать больших результатов в:
- повышении производительности труда;
- усилении моральных стимулов сотрудников и их более положительное отношение к работе;
- создании эффективного коллектива сотрудников, как результат повышения персональной эффективности каждого;
- сокращении количества инцидентов и происшествий;
- повышении удовлетворенности от работы;
- повышении эффективности бизнеса;
- снижении издержек по оплате больничных листов;
- повышении уровня лояльности сотрудников к компании и, как следствие, снижение текучести кадров;
- формировании правильной корпоративной культуры безопасности.
Непрерывное обучение и совершенствования навыков формирует более универсальную и жизнеспособную рабочую силу. Эффективное обучение способствует прогрессивной реализации потенциала сотрудников. Каждый получает большее удовлетворение от работы и в большей степени гордится выпускаемой продукцией или предоставляемыми услугами, либо и то, и другое, равно как и испытывает чувство гордости за компанию. Обучение и совершенствование незримо воплощаются в более высоком моральном духе сотрудников и осязаемо – в сокращении затрат и повышении производительности труда.
Форма учебного процесса может быть любой. Традиционные курсы повышения квалификации, онлайн или офлайн семинары, конференции и даже личный коучинг и консалтинг – все средства хороши. Здесь уже предстоит должностному лицу, ответственному за организацию обучения, определится, какую форму обучения лучше выбрать. Выбирая форму обучения, наиболее способствующую повышению эффективности обучения, применяйте следующие основные принципы.