Для чего проводить инструктажи по охране труда

Постоянно выполняя одну и туже работу, занимаясь рутиной, работник быстро привыкает к однообразию операций и забывает об опасностях или не понимает возможных последствий своей опрометчивости. Они для него не очевидны. Поэтому о имеющихся рисках на его рабочем месте ему необходимо напоминать через инструктаж. Сразу отмечу, что уметь общаться с работниками и разговаривать с каждым на доступном ему языке, дело довольно таки не простое и требует, как опыта, так и соответствующих профессиональных знаний.

 Проводить инструктажи на рабочем месте по охране труда нас обязывает инструкция № 175, согласно которой инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов работы. Инструктаж на рабочем месте проводится по инструкциям по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) или по программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте. Но, каким образом применять написанное на практике, а именно провести с работником инструктаж по инструкции, составленной с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, а также локальных правовых актов, соблюдение которых входит в трудовые обязанности работающих абсолютно непонятно. Абсурдность ситуации состоит в том, что не ясно, как именно проводить инструктаж по инструкции – читать инструкцию самому инструктирующему или пересказывать её содержание работнику насколько хватит фантазии и воображения у инструктирующего, или же давать читать её работнику и ждать, когда он закончит её читать, чтобы заняться выдачей задания или определения объёмов работы. Ни один из вариантов не является нормально применимым на практике. В некоторых организациях работники должны быть ознакомлены с количеством инструкций по охране труда доходящим до 25 инструкций по охране труда. Некоторые инструкции занимают до 40 страниц текста, т.е. общий объём материала для изучения может достигать 1000 страниц. Вопрос: через сколько дней работник приступит к выполнению работы после ознакомления со всеми инструкциями по окончании такого инструктажа по охране труда?

В чем же должна заключаться разумная идея инструктажа. Идея инструктажа по охране труда заключается, во-первых, в том, чтобы работник элементарно знал и предвидел риски на своём рабочем месте, вредные и опасные последствия для себя, во-вторых, сокращение неопределенности информации по всем этапам выполняемой работы.

Каждый работодатель несёт ответственность за то, чтобы его работники были должным образом проинструктированы и обучены безопасному выполнению своей работы.

Работники должны знать всю необходимую информацию по охране труда о своей работе, своем рабочем месте, рисках и способах контроля рисков.

Инструктажи по охране труда нужны, чтобы:

  • информировать сотрудников о том, какие действия надо совершить, чтобы безопасно выполнять трудовые функции;
  • сотрудники получили информацию о тех факторах производственной среды и процессов, которые воздействуют на них на рабочих местах и в рабочих зонах;
  • напомнить работникам о правилах безопасного поведения при подготовке к работе, во время работы и по окончании трудового процесса, а также в экстремальных ситуациях, например при аварии, пожаре или несчастном случае.

Недостаточно внимания уделяется к личностным качествам самого работника при проведении инструктажа. Вместе с тем, есть определенный набор профессионально-психологических требований к личности работника и его фактическим качествам. Они не должны иметь серьезных расхождений. Качества неосторожного работника: до 27 лет инстинкт самосохранения у молодого человека обычно не развит. Подчас комплексы неполноценности возводятся в ранг бравады, адреналин притупляет чувство страха, что, по неосторожности, даже без алкоголя, ведет к непродуманным поступкам. Импульсивность в поведении, переоценка собственных возможностей, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем, неадекватные возможности работника и выполняемой работы и многие другие черты — в целом потенциально увеличивают тенденцию к нарушениям инструкций и требований безопасности труда.

Инструктаж нужно провести так, чтобы он был полезен такому неосторожному работнику, а не стал ещё одной формальной записью в журнале инструктажей по охране труда. Расследуя и устанавливая причины несчастных случаев, одной из причин иногда указывают низкое качество инструктажа на рабочем месте. При этом мы понимаем, что люди, которые проводят инструктаж, не обладают элементарными навыками коммуникации и презентации. Развитие таких навыков позволяет построить процесс обучения сотрудников, который будет достигать конечной цели – информирование работников о реальных рисках на предприятиях и понимание, как минимизировать эти риски.

Часто работники попадают в опасные ситуации из-за того, что боятся показаться некомпетентными или нелояльными руководству. И это происходит из-за отсутствия навыков критического мышления и способности давать качественную обратную связь руководителю.

Правильное построение и проведение инструктажей по охране труда помогает развитию и формированию как у инструктирующего, так и у самого работника, таких компетенций как:

  • эффективные коммуникации;
  • управление эмоциями и самоорганизация;
  • управление рабочим временем;
  • критическое мышление.

Индивидуально-психологические качества относятся к набору характеристик, которые отличают одного человека от другого. Одним из наиболее важных индивидуально-психологических качеств являются черты личности. Черты личности – это устойчивые модели мыслей, чувств и поведения, которые отличают нас друг от друга. 

Реальная польза от инструктажа будет в том случае, когда понимаешь личностные черты каждого работника. Обладание большей информацией о личности работника, поможет точно расставить приоритеты при проведении инструктажа. В процессе взросления и накапливания определённого жизненного опыта работник, попадая в рабочую среду, руководствуется как своим опытом, так и перенимает поведение у своих коллег. В связи с этим у работника формируются определённые черты его личности, которые в некоторых ситуациях могут привести к несчастному случаю:

  • субъективные факторы надежности
  • личная значимость последствий
  • связь между возможными последствиями и их вероятностью
  • контролируемость ситуации
  • возможность свободного выбора

О том, как эти и другие черты личности работника могут влиять на ситуацию в таблице.

Таблица

Черта личностиЕё влияние на работника
Субъективные факторы надежности  Вероятность наступления события часто оценивается личным опытом; незнакомые ситуации оцениваются как маловероятные; личный опыт влияет на осознание вероятности событий: приводит к переоценке, если они уже были, и к недооценке, если таких не случалось; сформированное представление о вероятности события сложно изменить: если информация противоречит устоявшемуся образу, человек ей просто не поверит; человек недооценивает возможность вероятных событий и переоценивает возможность маловероятных; человек переоценивает вероятность двух последовательных независимых событий, устанавливая между ними причинно-следственную связь.  
Личная значимость последствий  Человек оценивает последствия с точки зрения личных угроз (угроза жизни, здоровью, карьере и т.д.).  
Распределение угрозы во времени и в пространстве  Человек больше переживает за масштабные катастрофы, нежели за частые, мелкие аварии. А оценка негативных последствий выше, если они близко к значимым для человека местам.  
Связь между возможными последствиями и их вероятностью  Человек недооценивает вероятность катастроф с серьезными последствиями (например, наводнение) и переоценивает высоковероятные события с меньшими потерями (например, ДТП).  
Контролируемость ситуации  На оценку контролируемости ситуации влияет использование своих знаний, навыков в целях предупреждения негативных последствий.  
Возможность свободного выбора  Человек допускает более высокий уровень риска событий, где исход зависит от его выбора.  
Личностные характеристики, принимающего решение  Склонность к небезопасному поведению определяется особенностями личности: уровнем образования, образом жизни и т.д.  

Сама по себе личностная черта как отдельный показатель значения не имеет, ценность несет именно интегральная оценка личностных черт. У отдельного человека может быть низкая склонность к рискованным действиям, но соответствующий уровень инертности и заниженный уровень тревожности, что не позволит ему правильно оценить риск в рабочих действиях и сотрудник может стать виновником серьезной аварии.

Добавлю, что не только при проведении инструктажей, но и при определении вероятности несчастных случаев, крайне важно проводить анализ в совокупности с оценкой профессиональных рисков. Наниматели постепенно уже понимают, как оценивать риски, но мало кто учитывает личностные черты сотрудника, хотя именно они могут предопределить, произойдет происшествие или нет.

Методология проведения инструктажа

  1. Озвучивать работнику вопросы безопасности при проведении инструктажа на рабочем месте, перед тем, как он приступит к работе – очень важный момент культуры безопасности. Это не только поможет работнику понять, как безопасно выполнять свою работу, но и покажет ему, что вы серьезно относитесь к его здоровью и безопасности труда на его рабочем месте.
  2. Каждый имеет право на безопасное рабочее место, и каждый должен сыграть свою роль в обеспечении его безопасности. Инструктируйте работников так, чтобы они понимали свои права и обязанности, а также права и обязанности непосредственных руководителей и работодателей.
  3. Работники должны знать об опасностях, чтобы они могли сообщить непосредственному руководителю работ (или вышестоящему руководителю) о небезопасных условиях, которые необходимо исправить. Важно определить все опасности для работников, даже если они кажутся очевидными. Кроме того, объясните им, какие системы вы внедрили или приняли меры для минимизации опасности.
  4. Вероятно, на вашем рабочем месте есть задачи, требующие соблюдения определенных безопасных рабочих процедур, например, обесточивание оборудования перед ремонтом или наладкой. Рабочие должны быть обучены пошаговым процедурам безопасной работы. Не просто рассказывайте им об этапах выполнения работы или заставляйте их читать инструкции, убедитесь, что они понимают, как безопасно выполнять задачу.

Обучайте работников их конкретным задачам

Важно, чтобы ваши работники прошли под наблюдением практическое обучение задачам, которые они будут выполнять, до того, как они приступят к работе. В частности, вам необходимо убедиться, что работники обучены:

  • выполнять задачи безопасно;
  • безопасно эксплуатировать машины и оборудование;
  • использовать и содержать в порядке применяемые средства индивидуальной защиты (СИЗ);
  • соблюдать безопасные рабочие процедуры.

Общая процедура, которой вы можете следовать при обучении и инструктировании новых работников, такая:

  1. Объясняя работнику предстоящую перед ним задачу, обязательно информируйте о том, если есть какие-либо меры предосторожности и безопасные рабочие процедуры для её выполнения.
  2. Задание объясняйте медленно, поэтапно, шаг за шагом описывайте ход его выполнения.
  3. Наблюдайте за работником во время работы и проверяйте его прогресс, насколько его действия соответствуют требованиям безопасности.

Обеспечить контроль и постоянное обучение

Самая важная часть обучения – это последующая работа. Регулярно наблюдайте за своими работниками, чтобы убедиться, что они все еще соблюдают безопасные рабочие процедуры. Проведите с ними неформальные беседы, чтобы обсудить конкретные вопросы охраны здоровья и безопасности их труда. Поощряйте работников оставлять отзывы.

Не забывайте об ответственности за правильное ведение записей о стажировке и проведении инструктажей по охране труда.

Если в вашей организации имеются общественные инспекторы по охране труда, то прежде чем поручить им надзорные функции, убедитесь, что они прошли обучение и понимают свои обязанности в части осуществления надзора в отношении здоровья и безопасности труда своих коллег.

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.