Я буду долго гнать велосипед… соблюдая ПДД

С приходом тёплой погоды, люди, ведущие активный образ жизни, открывают велосезон. Кто-то начинает ездить на велосипеде на работу, начинается велодвижение и в организациях, где по роду своей деятельности, работники должны перемещаться на велосипеде. Это может быть и сотрудник по доставке еды, и работник почтовой службы, особенно в сельской местности, и линейный руководитель, который перемещается на велосипеде по своим строительным объектам или в пределах крупного промышленного предприятия.

Передвигаться по дорогам общего пользования или по городу на велосипеде нужно аккуратно и внимательно. Знание правил поведения на дороге сделает езду на велосипеде более безопасной и комфортной для вас и окружающих людей. Работодатель также должен позаботиться об организации безопасного передвижения сотрудников на велосипеде, чтобы не произошёл такой случай.

По специфике деятельности работнику организации выдали велосипед для перемещения между объектами с целью вести учёт показаний приборов, каждые три часа в течении дня. Время между тремя часами работник находился дома. В пасмурный ноябрьский день около 4 часов, когда уже темнело, работник вышел на улицу и посмотрев на такую погоду, принял решение ехать на объект на своем личном автомобиле. Решение было принято по той причине, что велосипед, который ему выдали в организации не имел передней фары и ехать по темноте было бы не разумно и опасно.

На своей машине работник заехал на заправку, где купил автомобильное масло. В результате такого манёвра, работник отклонился от своего основного маршрута на объект. В итоге, когда он выезжал с АЗС в него врезалась другая машина. От удара работник получил лёгкие телесные повреждения. ГАИ установило вину другой стороны, а вот в организации, где работал сотрудник, отказались признать несчастный случай на производстве, аргументируя это тем, что работник на личной машине приехал на АЗС в личных интересах. И только в суде работник доказал, что он не имел права садиться на велосипед, который не был укомплектован для езды в тёмное время суток, поэтому он воспользовался личным автомобилем в интересах нанимателя, заехав на АЗС, чтобы долить до нормы масло в двигатель. Только после решения суда был составлен акт о несчастном случае на производстве.

Чтобы избежать таких и подобных судебных издержек, обезопасить работника, необходимо выполнить следующие шаги:

1) Составляем приказ (см. Пример) об организации обучения теоретическим основам на знание правил дорожного движения;

2) Проводим однодневное обучение по безопасному передвижению на велосипеде;

3) Заполняем журнал обучения.

Примерная форма

Дата прохождения обученияФ.И.О. работникаТема обученияФ.И.О. лица, проводившего обучениеРоспись работникаРоспись лица, проводившего обучение
  «Общие права и обязанности участников дорожного движения», «Движение на велосипедах», «Дорожные светофоры, знаки и разметка) (главы 1, 2, 20 Правил дорожного движения, приложения 1, 2, 3 к ПДД)   

4) Проведя обучение, организуем проверку полученных и усвоенных знаний и оформляем протокол проверки знаний по безопасности дорожного движения. Разумно учитывать то, что работник уже умеет ездить на велосипеде, потому что никакое обучение не сформирует у него навыки безопасной езды, если он не умел ездить на велосипеде до сих пор;

5) Так как инструкция по охране труда не годится для такого случая (езда на велосипеде — это не профессия и не вид работ), разрабатываем и утверждаем такой локальный правовой акт, как «Памятка по безопасности движения на велосипеде» и ознакамливаем с ней работника под роспись;

6) Переходим к приёму-передачи велосипеда от ответственного должностного лица работнику. Заведите журнал, в котором будете отмечать передачу велосипеда вашему работнику. Исправное состояние рамы, колёс проверяется визуальным осмотром. Действие тормозной системы проверяется путём нажатия. Передняя фара должна быть исправна и светить, звуковой сигнал должен издавать звук.


Пример

Общество с ограниченной ответственностью «HSE.BY»

ПРИКАЗ

№_____

«___» ________ 20___                                                                г.Полоцк


О безопасности движения на велосипеде

В целях организации безопасной эксплуатации велосипедов предприятия и передвижения на них по дорогам общего пользования, обеспечения безопасности дорожного движения

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Назначить ответственным лицом за техническое исправное состояние и передачу работникам велосипедов заведующего хозяйством Ф.И.О.
  2. Заведующему хозяйством совместно с работником производить осмотр велосипеда с целью проверки его исправности, комплектности и технического состояния узлов и агрегатов с отметкой в журнале (приложение 1).
  3. Председателю комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда организовать разработку и утвердить билеты по безопасности движения на велосипеде.
  4. Специалисту по охране труда организовать однодневное обучение с работниками, которые по производственной необходимости передвигаются на велосипедах.
  5. Заведующему хозяйством при выдаче велосипеда ознакамливать работников под роспись с Памяткой по безопасности движения на велосипеде (приложение 2)

Директор                                                                      Ф.И.О.

Приложение 1

Дата осмотраМарка велосипеда, инв.№Комплектность велосипедаЭкипировкаВ исправном состоянии велосипед
Звуковой сигналПередняя фараПередний, боковые и задний светоотражателиШлем велосипедныйСигнальная одеждаСдал    Фамилия инициалы, подписьПринял    Фамилия инициалы, подпись 
          
Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.