Из года в год приходится читать информационные письма о производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ. Шиномонтажные работы относятся к работам повышенной опасности и любое нарушение требований безопасности может привести не просто к травме, а в большинстве случаев к травме с тяжелыми последствиями или даже смертельным исходом. Кроме этого при проведении таких работ иногда могут пострадать работники, не принимающие непосредственного процесса по монтажу, демонтажу шин. В основном несчастные случаи происходят при обслуживании колес с разборными ободьями. Причинами травмирования работников всегда является нарушении технологии демонтажа колёс. Так при попытке снятия колеса без предварительного выпуска воздуха из шины ожидаемый результат – разрушение конструкции колеса. Когда работник в спешке либо игнорируя требования безопасности накачивает шину не в специальном металлическом ограждении, то риск травмирования от самопроизвольного демонтажа колеса возрастает многократно. Накачивать шины необходимо только в специальном металлическом ограждении (ящик, клеть и т.п.), способном защищать работающих от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.
Нарушение технологии накачивания шин с разборным ободом колеса в один приём, сразу до рабочего давления, порой приводит к групповым несчастным случаям со смертельным исходом. Так в одной автотранспортной организации два слесаря по ремонту автомобилей получили от мастера устное задание на выполнение работ по установке новых шин и сборке разобранных ранее колёс от автокрана КАТО. После чего они должны были установить собранные колёса на автокран. Мастер, посещая шиномонтажный участок, контролировал ход работ, но при этом он не осматривал состояние деталей разобранных колёс и не проверял качество сборки.
Установленное на шиномонтажном участке оборудование не подходило для сборки колёс автокрана КАТО, поэтому колёса собирались вручную. Слесари по ремонту автомобилей собирали колёса, а водитель автокрана на автопогрузчике отвозил собранные колёса на оборудованное место для накачки шин, где слесарь по топливной аппаратуре накачивал колёса до давления 5,3 кг/см2. Слесарь по топливной аппаратуре не проходил обучение по безопасному выполнению шиномонтажных работ и не имел представления как правильно накачивать шины. Не зная безопасного порядка выполнения работы, он накачивал шины в один приём сразу до рабочего давления, величину которого ему сообщил водитель автокрана. Никто из руководства цеха работу по накачиванию шин собранных колёс слесарю по топливной аппаратуре не поручал и поэтому сам процесс накачивания шин никто не контролировал.
После обеденного перерыва слесари по ремонту автомобилей вместе с водителем приступили к выполнению работ по установке накаченных колёс на автокран. Установить колесо с шиной на ступицу крана, применяя монтировку, не имея специальных приспособлений и инструмента, было трудно. Поэтому для облегчения своего труда один из слесарей, воспользовался кувалдой, заранее принесенной к месту выполнения работ, чем нарушил требования инструкции по охране труда.
В результате ударов кувалдой произошла разгерметизация колеса по причине деформации пружинного замочного кольца и сквозного повреждения камеры в результате разъединения пружинного замочного кольца с основанием обода. Вследствие чего сам слесарь был смертельно травмирован отскочившим ободом колеса, а находившийся рядом с ним водитель автомобиля получил травму, не относящуюся к тяжелой.
Отсутствие оборудованного шиномонтажного отделения и квалифицированных работников может повлечь за собой принятия мер к нанимателю как административного, так и уголовного характера.
Среди наиболее часто распространенных причин, приведшими к травмированию работников при производстве шиномонтажных работ выделим такие:
- нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда;
- допуск потерпевшего к работе не по специальности, без обучения, стажировки, проверки знаний и инструктажа по охране труда;
- невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда.
Такой характер причин указывает на то, что само производственное оборудование, инструмент, оснастка для выполнения шиномонтажных работ, эксплуатируемое в организациях соответствуют требованиям безопасности. Вместе с тем, наниматель позволяет себе допускать к работе на нём работников, которые не знают требований по охране труда, не обучены или не имеют соответствующих знаний и навыков для работы на оборудовании. Таким образом причины, в основном, носят организационный характер и являются следствием неисполнения нанимателями обязанностей по обеспечению охраны труда, контроля за состоянием трудовой и производственной дисциплины.
Безопасное выполнение шиномонтажных работ, другие работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств должны проводиться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Работник, выполняющий работы по монтажу шин обязан иметь квалификацию по профессии «монтировщик шин и шинно-пневматических муфт». При приёме на работу работник обязательно проходит инструктаж по охране труда по своей профессии, стажировку для ознакомления с имеющимся оборудованием и получения навыков безопасного выполнения всех необходимых технологических операций, проверку знаний по охране труда.
Участок для выполнения шиномонтажных работ должен быть приспособлен для этих работ и иметь специальное оборудование, приспособления и инструмент, а также специальные ограждения, обеспечивающие безопасность работающих.
Безопасность выполнения шиномонтажных работ должна обеспечиваться на каждом этапе технологического процесса:
- подготовка рабочего места и колесного транспортного средства к техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту;
- установка его на пост ТО и снятие с поста;
- проведение работ с соблюдением требований по охране труда;
- соответствие рабочего места установленной технологии (наличие специальных приспособлений, инструмента и оборудования под конкретный вид автотранспорта, грузовой или сельхозтехники).
Безопасное выполнение шиномонтажных работ начинается с назначения руководителем лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ (см. пример приказа). Не в последнюю очередь работнику необходимо напоминать, что он ОБЯЗАН выполнять только те виды работ, безопасные способы и методы выполнения которых ему известны и понятны. Когда самонадеянность работника на то, что всё обойдётся при проведении работ с риском для жизни, или выполнение не порученных ему работ (по собственной инициативе) не приводят к трагическим результатам, то у работника закрепляется уверенность в таком порядке работ и возникает беспечное отношение к соблюдению требований безопасности. Убедительный пример, когда при проведении сварочных работ по ликвидации микротрещин на диске переднего колеса зерноуборочного комбайна «JOHN DEERE» произошел разрыв шины, находившейся под давлением, в результате 4 работника получили травмы различной степени тяжести.
В процессе работы перед монтажом шины проверяется исправность и чистота обода колеса, его бортового и замочного колец, а также шины. После монтажа шины на обод колеса необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса. Установка замочного кольца на колесо должна выполняться только с помощью специальной монтажной лопатки. Замочное кольцо колеса при монтаже шины на обод колеса должно полностью входить в выемку обода колеса всей внутренней поверхностью.
Демонтаж шины выполняется на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства. При выполнении шиномонтажных работ не допускается:
демонтаж с обода колеса шины, находящейся под давлением;
снятие с транспортного средства колеса с разборным ободом в случае, когда шина находится под давлением;
выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на ободе постукиванием;
монтировать шину на обод (диск) колеса, не соответствующий размеру шины;
во время накачивания шины ударять по замочному кольцу колеса молотком или кувалдой;
накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления шины;
применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца колеса, не соответствующие данной модели колеса;
заменять золотники на колесе различного рода заглушками;
накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
Технология накачивания шин с разборным ободом колеса требует выполнять накачивание в два этапа:
1 этап – до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с проверкой положения замочного кольца колеса;
2 этап – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем,
Если в процессе накачивая шины было обнаружено неправильное положение замочного кольца колеса, то необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца колеса, а затем повторить действия в два этапа.
Накачивание шин без демонтажа проводится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.