О выдаче предписаний по охране труда

Казалось бы, что может быть проще, чем выдача предписаний на устранение нарушений. Увидел нарушения, взял ручку и бумагу, зафиксировал их, указал, что необходимо выполнить, дал ознакомиться и подписать, ответственному за выявленные нарушения, должностному лицу. На самом деле всё обстоит ровно наоборот. Не секрет, что работа инженера по охране труда состоит на 99% в бумаготворчестве и вот такая процедура, как выдача предписаний, обычно губит на корню все работу по охране труда. Выявить нарушение оказывается намного легче, чем чётко и грамотно указать его на бумаге, а потом также чётко определить мероприятия, которые необходимо выполнить для его устранения или недопущения.

Чего только специалисты по охране труда не пишут в предписаниях и какие только требования там не указывают, а иногда даже придумывают не существующие. Руководители некоторых организациях до сих пор ошибочно полагают, что работа инженера по ОТ состоит в количестве выявленных нарушений, но такая погоня за численными показателями в охране труда не только не приносит положительного эффекта, а наоборот вредит работе. Так при анализе предписаний выявляется большое количество повторяющихся однотипных нарушений, что говорит об отсутствии организации работы по охране труда или наплевательском отношении, как к устранению нарушений должностными лицами, так и контролю за исполнением самих предписаний. Показательно что, когда на днях охраны труда происходит обсуждение и доведение до сведения должностных лиц структурных подразделений имеющихся нарушений по ОТ, эти же нарушения по охране труда, после таких обсуждений, все равно продолжают выявляться в подразделениях.

В ситуации, когда определяющим фактором в работе инженера по ОТ остаётся количество пунктов нарушений, добиться качества предписания не представляется возможным. Ведь на каждое выявленное нарушение инженеру по охране труда необходимо найти конкретный пункт правил, который был нарушен и указать конкретное мероприятие, что необходимо сделать в имеющихся производственных условиях.

Обязанность инженера по охране труда при выдаче предписания – предельно чётко выразить мысль (в соответствии с актами законодательства), что необходимо выполнить для того, чтобы устранить нарушение, а также чтобы оно не могло повториться в будущем. На совещаниях, проводимых с инженерами по охране труда, иногда приходишь к выводу, что у некоторых инженеров по ОТ отсутствует понимание того, что они требуют от должностных лиц организации, или хуже того, не понимают о чём идёт речь в самом нормативно-правовом акте.

Систематическая работа по выявлению нарушений должна помогать работодателю обеспечивать здоровые и безопасные условия труда. На практике же иногда выдаются такие «предписания», которые противоречат требованиям правил, на которые они ссылаются, либо искажают смысл требований этих самых правил.

Рекомендую оформлять предписания в виде акта-предписания, так как это принято у надзорных (контрольных) органов (см. Пример). Почему рекомендую составлять именно акт-предписание. Практика показала, что во многих организациях существует определённая система поощрений и наказаний за охрану труда. Чтобы наниматель мог юридически правильно оформить приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности, либо изменить (повысить/снизить) коэффициент трудового участи (КТУ) необходимо сначала заактировать тот факт, что нарушение действительно имело место. Делать это желательно в присутствии должностного лица, которому составляется данное предписание и в получении, которого он расписывается.  Как вариант актировать нарушение можно в присутствии работника или общественного инспектора по охране труда, но не забывайте, что должностное лицо, ответственное за допущенные нарушения, должно быть обязательно уведомлено о выявленном на его участке работы нарушении, т.к. у него есть право объяснить возникшую ситуацию или указать, что послужило причиной нарушения.

Чтобы определить чьи действия (бездействие) стали причиной выявленного нарушения, со всех лиц берём объяснительные: объяснительную должностного лица, который не выполнил СВОИ должностные обязанности по охране труда; объяснения работников, в случаях если они не использовали СИЗ, работали неисправным инструментом или с неисправных средств подмащивания и т.п.

Объяснительные работников помогут выяснить, как и кем была организована работа и обеспечивалась безопасность труда. Так в одной организации при выявлении нарушения (его актирования), составления предписания и взятии объяснительных было установлено, что работникам ставил задачу непосредственно главный инженер, а мастер вообще последним узнал, что работники переведены с одного участка работ на другой без его ведома и он не имел возможности обеспечить их всем необходимым для безопасного выполнения работ на другом участке. Получилось так, что изначально работники выполняли задание мастера по покраске стен здания внутри с уровня пола. Главный инженер пришёл к работникам и поставил им срочную задачу покрасить стены снаружи на уровне второго этажа с имеющейся деревянной лестницы. В каком она была состоянии, главного инженера не интересовало, потому что задача была срочная – привести в надлежащий вид фасад здания к очередному празднику. Мастер узнал об изменении задачи работникам только после осуществления контроля со стороны инженера по охране труда, который зафиксировал факт работы с неинвентарной и неиспытанной лестницы. Кроме этого длины лестницы не хватало для того чтобы покрасить стену на нужной высоте, и работник «балансировал» на самой верхней ступеньки, не имея возможности держаться за лестницу и не имея предохранительного пояса.

Ответ на предписание об устранении нарушений обычно регистрируется в самом предписании – «отметка об устранении нарушения» и передается в службу охраны труда. В том случае, когда нарушение устранить невозможно по финансовым или другим причинам, требующим капиталовложений или других затрат, должностное лицо, получившее предписание, обязано сообщить вышестоящему руководству о мерах, необходимых для устранения нарушения. Обычно это делается в виде докладной записки с объяснением причин, по которым невозможно своими силами выполнить предписание, а также изложить свои предложения, которые помогут обеспечить безопасность труда.

Приведу несколько примеров предписаний, когда работу по их созданию трудно назвать полезной, а иногда и разумной. Вот пример «плохого» предписания, в котором требования нормативно-правового акта не находят отражения в предписании, хотя дана ссылка на них.

N
п/п
Выявленные нарушения и предлагаемые к выполнению мероприятия (излагаются в виде требования со ссылкой на статьи, пункты соответствующих  нормативных правовых актов технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)Сроки  
выполнения
(дата)
15.У деревообрабатывающего оборудования не вывешен список лиц, имеющих право работать на нем и табличка с указанием должностного лица (из числа специалистов), ответственного за содержание в исправном состоянии и безопасную эксплуатацию станочного оборудования в цехе (на участке). п. 114 Общих правил по охране труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 1 июля 2021 г. № 53. 

Справочно: п. 114 Общих правил по охране труда

«Безопасность при эксплуатации оборудования обеспечивается путем:

использования его по назначению;

эксплуатации оборудования работающими, имеющими соответствующую квалификацию по профессии рабочего, прошедшими в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

проведения технического обслуживания, ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований оборудования в порядке и сроки, установленные соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, эксплуатационными документами;

внедрения более совершенных моделей (марок) оборудования, конструкций оградительных, предохранительных, блокировочных, ограничительных и тормозных устройств, устройств автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления;

вывода из эксплуатации травмоопасного оборудования

В правилах нет ни слова о вывешивании списка лиц. Что требует обеспечить данный пункт правил, инженер по ОТ не читал сам. Такая не требовательность к себе, к своей работе и наплевательское отношение к выдаче предписаний, вредит в первую очередь самому нанимателю. Этого нельзя допускать ни в коем случае!

Если все-таки требования данного пункта общих правил по охране труда были нарушены, то правильно предписание можно было оформить следующим образом:

N
п/п
Выявленные нарушения и предлагаемые к выполнению мероприятия (излагаются в виде требования со ссылкой на статьи, пункты соответствующих  нормативных правовых актов технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)Сроки  
выполнения
(дата)
15.Дата, время выявления нарушения _18.06.24    1000__ Не обеспечивается безопасность при эксплуатации деревообрабатывающего станка (наименование, марка), по причине не прохождения работником (станочник д/о станков Петров В.В.) периодической проверки знаний по вопросам охраны труда по профессии станочник д/о станков (последняя проверка знаний проводилась 12.01.2023 года). Нарушен п. 114 Общих правил по охране труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 1 июля 2021 г. № 53.        Эксплуатацию д/о станка работником Петровым В.В. запрещаю с _10_ часов «_18_» _июля_ 2024_ года. Начальнику д/о цеха Сергееву Н.А.: отстранить указанного работника от работы на станке до прохождения периодической проверки знаний по вопросам по охраны трудане допускать к работе на д/о станке работников не прошедших проверку знаний по вопросам по охране труда                        с 18.07.22     с 18.07.22 и постоянно

Другой пример когда инженер по ОТ требует от должностного лица больше, чем того требуют правила.

N
п/п
Выявленные нарушения и предлагаемые к выполнению мероприятия (излагаются в виде требования со ссылкой на статьи, пункты соответствующих  нормативных правовых актов технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)Сроки  
выполнения
(дата)
21. Разработанные схемы строповки не вывешены на местах производства работ и не выданы на руки стропальщикам.    Нарушен п.415 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов, постановление МЧС РБ 22.12.2018 № 66     Схемы строповки вывесить в месте производства работ и выдать на руки стропальщикам.          до 25.07.22  

Справочно: п.415 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъёмных кранов (в постановлении МЧС РБ 24.05.2021 № 40):

«Владельцем грузоподъемного крана или производителем работ должны быть разработаны способы правильной строповки, зацепки и складирования грузов, с которыми должны быть ознакомлены стропальщики.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и машинистам крана (крановщикам) или вывешены в местах производства работ.»         

Вместе с тем, если бы инженер по ОТ в своём предписании сослался на п. 169 правил по охране труда при выполнении строительных работ, то это было бы правильно, т.к. согласно этим правилам «Схемы строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы должны быть выданы на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывешены в местах производства работ».

При выдаче предписания нужно знать на что уместно ссылаться в каждом конкретном случае, не искажая смысла предъявляемых требований.

Бывает и так, что инженер по ОТ не понимает о чём идет речь в требованиях правил и искажает их смысл.  Пример:

N
п/п
Выявленные нарушения и предлагаемые к выполнению мероприятия (излагаются в виде требования со ссылкой на статьи, пункты соответствующих  нормативных правовых актов технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)Сроки  
выполнения
(дата)
11.На участке строительства объекта, где ведутся монтажные работы, находятся посторонние лица.    Нарушен п.387 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, постановление Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33 (с изменениями и дополнениями)    Исключить случаи нахождения посторонних лиц.          с 08.03.24 и постоянно

          Справочно: п. 387 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, постановление Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33 (с изменениями и дополнениями):

«На участке (захватке), где ведутся монтажные работы, не допускается выполнение других работ и нахождение посторонних лиц.»

Здесь инженер по ОТ и вовсе требует сделать непонятно что и в отношении каких лиц, случаи исключить. Он обязан был точно узнать кто именно эти посторонние люди (место работы, их профессию или должность), причину их нахождения в данном месте (т.е. доказать, что они там посторонние) и всё это отразить в предписании. А так получился пунктик ради общего количества пунктов.

И еще один пример «не разумности» инженера по ОТ.

N
п/п
Выявленные нарушения и предлагаемые к выполнению мероприятия (излагаются в виде требования со ссылкой на статьи, пункты соответствующих  нормативных правовых актов технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)Сроки  
выполнения
(дата)
7.Площадка для стоянки транспортных средств не имеет разметки, определяющей места расстановки и проездов транспортных средств.    Нарушен п.196 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте (в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 декабря 2014 г. № 103/40    Нанести разметку, определяющую места расстановки и проездов транспортных средств          до 01.07.24

Справочно: п.196 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте (в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 декабря 2014 г. № 103/40):

«Площадки и полы в помещениях для хранения (стоянки) транспортных средств должны иметь разметку, определяющую места расстановки и проездов транспортных средств.»

В данном случае инженер по охране труда не понял, о чем идёт речь в правилах и где именно должна наноситься разметка на пол. А ведь в данном требовании говорится только о площадках и полах в помещениях, а не на улице под открытым небом.

Перечислю какие еще допускаются ошибки при составлении предписаний:

не указываются ссылки, требования каких нормативно-правовых актов были нарушены;

указываются ссылки на требования НПА, знание которых не входило в обязанности должностного лица (к примеру мастеру на стройплощадке указали, что он не выполнил требования по охране труда при складировании пиломатериалов со ссылкой на межотраслевые правила по охране труда в лесной, деревообрабатывающей промышленности и в лесном хозяйстве);

не верно определяются должностные лица, ответственные за допущенное нарушение (начальник участка, где велись огневые работы сторонней организацией, не указал на имеющиеся риски действующего производства, где запрещается ставить баллоны с горючим газом, а в предписании указан мастер подрядчика, проводящий огневые работы, который, не зная об имеющихся рисках, дал указание поставить баллоны именно там);

в предписании не указаны конкретное место, участок где было выявлено нарушение, а также время, когда оно было выявлено;

в предписании отсутствуют профессии, должности и фамилии работников, которые своими действиями нарушили требования локальных нормативных актов по охране труда;

 в предписании даются ссылки на пункты правил, которые носят отсылочный характер на другие НПА.

Если инженер по охране труда поймёт, что от того как точно и грамотно будет изложено требование в предписании, тем правильнее будут действия самого должностного лица по выполнению требования и только в таком случае будут обеспечиваться безопасные условия труда и безопасное выполнение работ в организации.

Пример

АКТ-ПРЕДПИСАНИЕ      № 51

от  «5» января 2024 года

Кому начальнику участка механизации Семёнову А.Н.

В целях устранения нарушений законодательства о труде и охране труда, обеспечения здоровых и безопасных условий труда предлагаю выполнить следующие мероприятия:

N
п/п
Выявленные нарушения и предлагаемые к выполнению мероприятия (излагаются в виде требования со ссылкой на статьи, пункты соответствующих  нормативных правовых актов технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)Сроки  
выполнения
(дата)
Отметка о
выполнении
(дата)
1234
Объект:  Производственный участок на ул. Строителей, 18, ответственный механик  Маркс К.В.
 1.                              Дата, время выявления нарушения _5.05.24    1000__ При производстве работ по покраске металлоконструкций пескоструйщики Орешкин Н.А. и Воронов Ю.В. не использовали средства индивидуальной защиты (отсутствовали каски защитные, респираторы), об отсутствии СИЗ не уведомили руководителя работ. Работа приостановлена с 5.05.2024  с  1010 Обеспечить вышеуказанных работников средствами индивидуальной защиты (каски защитные, респираторы). Нарушен п.48 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2008 № 209 (в редакции постановления Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь 27.06.2019 № 30).              До начала работ 
2 2.      Дата, время выявления нарушения _5.05.24    1100__ Мастером Морозом А.В. производились грузоподъёмные работы без проекта производства работ, перечень основных перемещаемых грузов на установке с указанием их массы машинисту крана и стропальщикам выдан не был. Работа приостановлена с 5.05.2024  с  1110 Схемы строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдать на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывесить в местах производства работ. Нарушен п. 169 Правил по охране труда при выполнении строительных работ, утверждённых постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31 мая 2019 г. № 24/33 (с изменениями и дополнениями).До начала работ 
3.Дата, время выявления нарушения _5.05.24    1200__ В месте производства работ (бытовое помещение) при выполнении отделочных работ находились неинвентарные не исправные деревянные подмости – отсутствовало перильное и бортовое ограждения. Работа с подмостей приостановлена с 5.05.2024  с  1210 Леса взять на инвентарный учёт и оборудовать ограждениями, согласно проекта на их изготовление.  Нарушены п.п. 80, 84 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52 (с изменениями и дополнениями).  До начала работ 

О выполнении мероприятий настоящего предписания по истечении указанных в нем сроков прошу письменно сообщить в службу по охране труда.    

Акт-предписание выдал

Инженер по ОТ                         ____________                    ___________________

                                                                (подпись)                              (Инициалы, Фамилия)

«____»_____________202__ года

Акт-предписание получил        ______________                   ________________

                                                                 (подпись)                                    (Инициалы, Фамилия)

«____»____________202__ года

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.