Огромное число травм и заболеваний, происходящих с работающими по причинам, связанным с их трудовой деятельностью, заставляет настойчиво искать методы и средства эффективного предотвращения этих нежелательных и неблагоприятных событий. Одним из таких методов, как показала международная практика, является обучение вопросам безопасности труда в сочетании с внутренней мотивацией работающих на строгое соблюдение этих самых требований.
Ни для кого не секрет, что от качества обучения вопросам безопасности зависит будет ли работник соблюдать требования безопасности при выполнении порученной ему работы или будет работать привычными (и не всегда безопасными) способами. Закон об охране труда устанавливает требование к работодателю «осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда».
С сожалением можно констатировать тот факт, что к настоящему моменту обучение работников по вопросам охраны труда в организациях практически не ведётся. Инструкция № 175 о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 27.06.2011 N 50), где речь идёт об обучении по вопросам охраны труда при подготовке, переподготовке, повышении квалификации работников, не содержит никаких объяснений кому, в каких случаях и для чего необходимо обучение по охране труда.
Основной для организации обучения работников по вопросам охраны труда был ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда». С введением в действие Инструкции № 175, в которой требования ГОСТ 12.0.004-90 были фактически проигнорированы, механизм обучения работников по вопросам охраны труда на производстве стал для нанимателя не понятен.
Отсутствие внятной системы обучения привело к тому, что должностные лица плохо понимают свои обязанности по обеспечению безопасности труда работников, а сами работники считают охрану труда всего лишь дополнением к их профессиональным обязанностям. Такое отношение работников к своей безопасности привело (пускай и косвенно) к тому, что практически ежегодно более 70% несчастных случаев со смертельным исходом происходят по причине пресловутого «человеческого фактора».
По этой же причине абсолютно всеми нанимателями при расследовании несчастных случаев на производстве неправильно заполняется пункта 6.7 акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 – «обучение по вопросам охраны труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай». Информацию записывают самую разнообразную, часто не имеющую никакого отношения к обучению по охране труда. В настоящее время всё обучение по охране труда свелось к стажировке и проверке знаний, хотя обучение ВСЕГДА было неразрывно связано со стажировкой по охране труда.
В свете бесповоротного перехода к системе менеджмента ISO 45001:2018 важность и роль обучения безопасности труда многократно возросли. Некоторые специалисты по охране труда по «старинке» уповают на существующую модель и требования действующего законодательства об охране труда, которое не только не должно заменять обязанности нанимателя в деле обеспечения безопасности труда, но и регулировать эти процессы. В связи с тем, что социально-экономические перемены и накопление нового опыта работы происходит значительно быстрее, чем происходит пересмотр любых НПА, их развитие и конкретизация, то любая информация, изложенная в них, будет постоянно устаревать. Поэтому, чтобы обеспечить качественное и результативное соблюдение работниками требований по охране труда, наниматель сам обязан определять все процессы, руководствуясь риск-ориентированным подходом к ним.