ПОЛИТИКА ОХРАНЫ ТРУДА, ЛИДЕРСТВО И КУЛЬТУРА

Dan Petersen

Понятия лидерство и культура являются самыми важными, когда рассматриваются условия, необходимые для поддержания высокого уровня охраны труда. Политика обеспечения безопасности труда может либо считаться важной, либо нет, в зависимости от того видит ли рабочий что руководство поддерживает эту политику на практике. Руководство часто создает документы, регламентирующие политику безопасности труда, но затем оказывается неспособным обеспечить, чтобы менеджеры и супервайзеры ежедневно проводили в жизнь эту политику.

Культура безопасности и результаты ее внедрения

Мы привыкли считать, что существуют определенные “существенные элементы” “программы обеспечения безопасности”. В Соединенных Штатах регулирующие органы разрабатывают соответствующие документы, которые определяют, что является этими элементами (политика, процедуры, треннинги, инспектирование, исследования и т.д.). В некоторых провинциях Канады установлено, что таких элементов 20, в то же время некоторые организации в Великобритании полагают, что программа обеспечения безопасности должна включать 30 элементов. Тщательный анализ той рациональной подоплеки, стоящей за этими списками “существенных элементов”, показывает со всей очевидностью, что каждая концепция отражает мнение одного из авторов, ранее работавших над проблемой (Гейнрич или Берд). Точно так же нормы создания программ обеспечения безопасности зачастую основаны на мнениях различных авторов прошлого. Однако, за этими мнениями редко стоят исследования, результатом чего становится, что те или иные элементы могут быть эффективными в одной организации и бесполезными в другой. Но когда мы рассматриваем исследования эффективности систем безопасности, мы начинаем понимать, что несмотря на существование множества определяющих элементов обеспечения безопасности, эффективность каждого из них по отдельности определяется тем, как рабочие воспринимают культуру безопасности в целом. Существует целый ряд исследований, указанных в библиографии, которые приводят к мнению, что нет таких элементов, которые были бы обязательными и важнейшими в системе безопасности.

Этот факт порождает определенные проблемы, поскольку регулирование в сфере безопасности обычно обязывает ту или иную организацию иметь “программу охраны труда”, состоящую из пяти, семи или любого другого числа элементов. В то же время очевидно, что большинство из предписанных действий в этом направления не будут иметь результата и будут пустой потерей времени, усилий и ресурсов, которые могли бы быть использованы для того, чтобы предпринять превентивные меры, исключающие потери. То, какой результат достигнут, определяется не тем, какие элементы используются, а тем, какова культура применения этих элементов. В условиях позитивной культуры безопасности труда будет работать практически каждый элемент, в негативной культуре – скорее всего ни один из элементов не принесет результата.

Создание культуры

Исходя из того, что культура играет столь важную роль, усилия по созданию системы охраны труда должны быть направлены в первую очередь и главным образом на создание этой культуры с тем, чтобы существующие меры по безопасности принесли результат. Культуру можно приблизительно определить как “то, что есть на самом деле”. Культура безопасности является позитивной, когда рабочие честно верят, что безопасность является одной из ключевых ценностей организации, и воспринимают этот элемент как один из первейших приоритетов фирмы. Такого взгляда на вещи можно добиться только тогда, когда работники доверяют своему руководству; когда слова о политике охраны труда воплощаются в жизнь на ежедневной основе; когда решения руководства о тех или иных затратах демонстрируют заботу о людях (наравне с заботой о повышении доходов); когда меры и вознаграждения, предлагаемые руководством заставляют менеджеров среднего звена и супервайзеров действовать с удовлетворительной производительностью; когда работники играют заметную роль в принятии решений и решении проблем; когда между рабочими и руководством отношения строятся на высоком доверии; когда существуют прозрачные каналы коммуникации; и когда работники получают позитивную оценку своей деятельности.

В условиях описанной выше позитивной культуры охраны труда, почти каждый элемент безопасности будет эффективным. Фактически, когда существует правильно построенная культура, организация даже навряд ли нуждается в программах безопасности, поскольку безопасность рассматривается в этом случае как обязательная часть процесса управления. Чтобы построить позитивную культуру безопасности, необходимо соответствие ряду критериев:

1. Необходимо внедрить такую систему, которая бы обеспечивала регулярный, ежедневный контроль управленческого персонала.

2. Система должна обеспечивать деятельность среднего управленческого звена, в том числе в следующих сферах:

· создание системы подчинения (по отношению к супервайзерам или к команде)

· обеспечение качественного функционирования этой системы

· вовлеченность в некоторые, четко определенные виды деятельности, на примере которых можно продемонстрировать, что охрана труда является настолько значимой задачей, что даже высшее руководство считает необходимым принимать участие в этой работе.

3. Руководство высшего звена должно на практике демонстрировать, что безопасность является одним из приоритетов организации.

4. Каждый работник, который продемонстрировал в этом заинтересованность, должен иметь возможность участвовать в значимой деятельности, связанной с обеспечением безопасности труда.

5. Система охраны труда на всех уровнях должна быть гибкой, предоставляющей возможность выбора.

6. Усилия по обеспечению безопасности должны восприниматься работниками как позитивные.

Все шесть критериев должны выполняться независимо от стиля управления в организации – будь то авторитарный или коллегиальный стиль – и независимо от подходов к обеспечению безопасности труда.

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.