Пропаганда охраны труда – это информационное и эмоциональное воздействие на работающих с целью развить у них качества, способствующие безопасной работе.
Главной задачей пропаганды охраны труда является создание положительного отношения работников к вопросам безопасности. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является усиление мотивации работников к безопасному труду.
Другими задачами, которые решает пропаганда охраны труда являются:
– ознакомление работников предприятия с теми мероприятиями, которые проводят профсоюзы, органы власти и управления для улучшения состояния условий и охраны труда;
– пропаганда технических знаний в области охраны труда;
– обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда.
Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы.
1-ая группа – одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия. Это будут печатные издания (памятки, информационные листки и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты и “молнии”, информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, киноролики, радиопередачи и т.д.)
2-ая группа – двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие. Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими инцидентов и несчастных случаев, путей профилактики травматизма, решения проблем обеспечения безопасности и т.д.
Каждый из способов пропаганда должен избираться применительно к решаемой задаче. Ниже в таблице приведены сведения о пригодности способов одноканальной коммуникации к решению основных задач пропаганды охраны труда.
Эффективность способов одноканальной коммуникации
Плакат наверно самое распространенное средство пропаганды безопасности труда. Главное назначение плакатов – раскрыть природу опасности, разъяснить рабочему, в чем и как она может проявиться, чтобы усилить мотивацию к безопасной работе. Существуют следующие разновидности плакатов:
- положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;
- устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;
- нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;
- комический – юмористическая разновидность положительного плаката;
- комбинированный, совмещающий в себе перечисленные выше разновидности.
Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Он позволяет, например, противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности рабочего отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму.
Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, смотреть на этот плакат неприятно.
Комический плакат всегда будет обращать на себя внимание, однако он не всегда хорошо передает мысль.
Положительный плакат малоубедителен, т.к. не несет информации об опасном факторе.
Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, т.к. его рекомендации не мотивированы. Кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.
При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:
рабочего на плакате интересует не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего;
вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка; надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке; восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;
если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.