Работы на высоте с применением страховочных канатов

В соответствии с требованиями нормативных правовых актов для предупреждения падения работников с высоты в проектах производства работ должны предусматриваться:

  • первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов и проемов);
  • временные ограждающие устройства, удовлетворяющие требованиям охраны труда;
  • места и способы крепления страховочных канатов и предохранительных поясов;
  • средства подмащивания;
  • другие требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

Для определения мест и способов крепления страховочных канатов и предохранительных поясов необходимо знать, какие требования предъявляются к данным устройствам. Согласно требованиям п. 61 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52 (далее – Правила) рабочие места и проходы к ним, расположенные на высоте более 1,3 м и расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, ограждаются временными инвентарными ограждениями. При невозможности применения защитных ограждений или в случае кратковременного периода нахождения работников допускается производство работ с применением предохранительного пояса.

Очень часто в строительно-монтажных работах присутствуют моменты, когда необходимо выполнить установку или снятие защитных, страховочных ограждений перед началом выполнения основных рабочих операций. В таких ситуациях работники, выполняющие установку и снятие ограждений, должны пользоваться предохранительными поясами для закрепления через фал согласно проекту производства работ, к надежно установленным конструкциям здания, сооружения или к страховочному канату.

Справочно: канат страховочный – устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте и состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или под углом до 10° к горизонту, концы которого неподвижно закреплены непосредственно к конструктивным элементам зданий и сооружений или через специальные устройства. Общие технические требования к страховочным канатам и условия их применения устанавливает ГОСТ 12.4.107-2012 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Канаты страховочные. Технические условия», введен в действие постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 11 ноября 2014 г. № 50.

В случаях, когда работнику не представляется возможным закрепить фал предохранительного пояса за конструкцию, опору и тому подобное, следует пользоваться страховочным канатом, верхолазным предохранительным устройством. Правила не содержат сведений, каким образом руководитель работ, инженер, разрабатывающий проект производства работ, должны убедиться в надежности и прочности установленных конструкций зданий и сооружений в местах производства работ. Согласно ГОСТ 12.4.107-2012 статическую нагрузку на опоры, к которым крепят канат, должен проверять потребитель канатов в соответствии с инструкцией по безопасной эксплуатации канатов. Вместе с тем в случае, если работы на высоте выполняются на объектах заказчика и опоры, к которым должен быть закреплен канат, также принадлежат заказчику, то необходимо решать следующий вопрос: каким образом заказчик предоставит подрядчику сведения о проверке нагрузки на опоры или «разрешит» подрядчику самому проверять статическую нагрузку. Правильное решение видится в том, что факт надежности и прочности установленных конструкций зданий и сооружений обязан подтвердить владелец данных сооружений, предоставив соответствующие акты обследования, а в необходимых случаях и расчеты, подтверждающие прочность отдельных узлов или мест крепления.

Когда определили, что конструкция зданий и сооружений удовлетворяет требованиям по надежности, проверяем страховочные канаты на соответствие определённым требованиям.

Страховочный канат должен быть снабжен устройством для его крепленияк опорам – элементам конструкции здания или сооружения, за монтажные петли сборных железобетонных конструкций, специальные анкерные устройства и т.п. Устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия и перестановки страховочного каната.

Не допускается применение случайно подобранных канатов, не имеющих сопроводительной документации (документа о качестве) предприятия-изготовителя, а также канатов и веревок из синтетических или натуральных волокон. На страховочный канат должна быть разработана в установленном порядке инструкция по его безопасной эксплуатации (см.Пример).

Инструкция должна быть написана простым и доходчивым языком и содержать методику испытания каната с указанием схемы испытаний, необходимые правила, разъяснения, обеспечивающие правильность его эксплуатации, правила браковки. В инструкции должно быть указано, для каких поясов (с амортизатором или без него) предназначена данная конструкция каната.

Страховочный канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног. Не допускается установка каната ниже уровня плоскости опоры для ступней ног.

При возведении монолитных зданий и сооружений для установки каната используют технологические отверстия, образующиеся в стенах или пилонах после снятия стяжных болтов щитов металлических опалубок, а в необходимых случаях просверливают отверстия диаметром от 10 до 15 мм, через которые пропускают канат. При выполнении кровельных и других работ на крыше зданий не допускается закреплять страховочный канат к дымовым и вентиляционным трубам.

Высота установки страховочного каната должна быть от 1200 до 2100 мм.

При переходе работающего по нижним поясам стропильных и подстропильных ферм и подкрановых балок страховочный канат должен быть закреплен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног.

Схемы установки страховочного каната приведены ниже.

Длину страховочного каната между точками его закрепления (длину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают, при этом длина пролета должна быть не более 100 м.

Для ограничения величины провисания от воздействия собственной массы страховочного каната длиной более 30 м, устанавливаемого на высоте выше 1,2 м, следует предусматривать натяжные устройства или промежуточные опоры. Усилие натяжения каната не должно превышать 500 Н (50 кгс), а расстояние между промежуточными опорами – 6-12 м. Провисание страховочного каната в середине пролета не должно превышать первоначальную высоту установки каната более чем на 120 мм.

Страховочный канат не допускается натягивать при его установке на уровне плоскости опоры для ступней ног. При этом длина каната должна быть подобрана так, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат располагался от краев габаритных размеров конструктивных элементов, на которые он устанавливается, на расстоянии не менее 500 мм.

Дефекты на деталях крепления канатов проверяют визуально. Не должно быть:

  • коррозии, трещин и разрывов на поверхностях деталей крепления каната;
  • нарушения целостности (разрывы более двух проволок во всех прядях каната);
  • деформации в виде волнистости;
  • корзинообразных деформаций;
  • выдавливания сердечника;
  • выдавливания или расслоения прядей;
  • заломов, перегибов и перекручивания.

Конструкция каната должна исключать возможность травмирования рук работающего. Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.

Высоту установки каждого страховочного каната от плоскости опоры для ступней ног определяют измерением металлической линейкой в местах его закрепления на концах, а расстояние между точками закрепления при длине каната более 15 м – стальной рулеткой.

Усилие натяжения страховочного каната устанавливают по значению провисания в середине пролета каната, установленного в рабочее положение. Значение провисания определяют измерением металлической линейкой, которое должно быть меньше установленного значения на 50-100 мм.

Канат в нерабочем состоянии хранят в сухом проветриваемом помещении. При перерывах в работе более 30 дней канат необходимо снять с места установки и хранить в установленном порядке.

Пример

Инструкция по эксплуатации страховочных канатов

  1. К эксплуатации допускаются канаты, только изготовленные по стандартам или техническим условиям на канаты конкретных конструкций. Запрещается применение канатов, изготовленных на местах производства работ без чертежей или нормалей (кустарным способом).

Конструкция каната должна исключать возможность травмирования рук работающего. Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.

2. Стальной канат при изготовлении страховочного каната должен иметь маркировку с указанием:

  • номера, товарного знака (или наименования предприятия-изготовителя);
  • дата изготовления (месяц, год);
  • даты испытания (месяц, год);
  • обозначения стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.

3. Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.

Высоту установки каждого каната от плоскости опоры для ступней ног определяют путем замера металлической линейкой в местах его закрепления на концах, а расстояние между точками закрепления при длине каната более 12 м – стальной рулеткой.

4. В общем случае при выборе высоты установки страховочного каната следует соблюдать следующие правила безопасности:

– высота установки должна быть не менее 1,5 м от поверхности опоры для ступней ног при переходе работающего под натянутым канатом (фермы, балки, ригеля и подобные конструкции с полками шириной до 300 мм) и не более 1,2 м при переходе в стороне от каната (подкрановые балки).

5. Для натяжения страховочного каната необходимо предварительно его раскатать (хранится страховочный канат смотанным в бухту) по полу цеха (земле), после этого поочередно поднять его концы на высоту и надежно их закрепить с помощью натяжных устройств к крайним конструкциям. Произвести предварительное его натяжение с помощью натяжной муфты до полного выбирания слабины. Затем канат укладывают в заранее укрепленные к промежуточным конструкциям через каждые 6 – 12 м крюки, и производится окончательное натяжение для придания канату требуемого усилия.

6. Переход по верхним поясам стальных ферм, а также по верхним и нижним поясам сборных железобетонных ферм и балок покрытия запрещается. В отдельных случаях, когда это необходимо, допускается такое передвижение в положении “сидя-ползком” на величину одной панели (1,5 +/- 3 м), прикрепившись предохранительным поясом за верхний пояс фермы или страховочный канат.

7. При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м, при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.

Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кг.

8. Статическое разрывное усилие стального каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней ног работающего, не должно быть менее 4040 кг, а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, – не менее 5600 кг.

9. Для изготовления страховочных канатов, предназначенных для установки на высоте более 1,3 м от плоскости опоры для ступней ног, применяются стальные канаты диаметром 8,8 мм, 9,1 мм и 9,7 мм; а для каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, – стальные канаты диаметром 10,5 мм и 11,0 мм.

Применение канатов из других материалов должно быть обосновано стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.

10. При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног необходимо предварительно натянуть его на усилие от 100 кг до 400 кг в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.

Предварительное натяжение каната производится до установки его на промежуточные опоры. Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 16 кг.

Величину предварительного натяжения следует контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната в соответствии с таблицей:

Расстояние между точками закрепленияВеличина предварительного натяжения каната, кгКонтролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм при диаметре каната, мм
8,8;     9,1;    9,710,5;   11,0
121005575
24100220300
36200240340
48300280400
60400330480

11. При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его, при этом длина каната подбирается таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 10 кг канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.

12. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым его крепят, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку, равную 2200 кг и действующую в течение 0,5 с.

13. Канат перед эксплуатацией, а также через каждые 6 месяцев в процессе эксплуатации должен испытываться статической нагрузкой, приложенной в середине пролета грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень.

14. При завершении работ на высоте страховочный канат снимают, смазывают, свертывают в бухту и сдают на хранение.

            

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.