Одним из направлений профилактической работы по охране труда является информирование работника о существующих опасностях действующего производства, информирование работника об условиях труда, о его обязанностях по охране труда и др. И здесь неоценимую помощь нам может оказать грамотно составленная памятка. Само слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».
В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.
Важный аспект памятки об охране труда — побуждение работника к действиям, направленным на соблюдение определённых требований безопасности при выполнении работы, и формирование сознательной установки на безопасный труд.
Памятка может включать в себя:
информацию о рабочем месте работника;
советы, требования по соблюдению требований охраны труда;
алгоритм действий в определенных случаях, аварийных ситуациях;
информацию об адресах и телефонах различных служб спасения, других учреждений и т.п.
Используются памятки в ситуациях, когда нет возможности непосредственного общения с аудиторией, и как дополнение к общению. По сравнению с другими средствами пропаганды безопасности труда и охраны здоровья, памятки имеют ряд преимуществ, а именно:
– воздействуют на конкретные группы работников, определенную аудиторию, что дает наибольший эффект;
– присутствует эффект постоянного напоминания работнику о соблюдении требований безопасности;
– дешевы и просты в изготовлении и распространении.
По характеру содержания выделяют следующие виды памяток:
Памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, действия при несчастном случае, аварийной ситуации и т.п.).
Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий, шагов (пример – обязанности работника по охране труда)
Памятка-совет, рекомендация. В ней целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, как провести физкультминутку для глаз и снять напряжение при долгой работе за компьютером; способы быстрого снятия стресса или искусство расслабления).
Памятка-разъяснение, в которой разъясняется, почему нельзя нарушать установленные требования безопасности и что может произойти при их нарушении.
Памятка-стимул (социальная реклама). Доминантой является стимулирование человека на безопасный труд.
Памятка «вопрос-ответ».
Деление это условно, поскольку в каждом виде памяток есть общее: информация, представленная с помощью выразительных средств. Выбор той или иной модели содержательной части и художественного оформления во многом зависит от целеполагания, тематики, характера целевой аудитории, представлений и вкусов создателей данной памятки.
Рекомендации по составлению памяток
1. Разрабатывая памятку по безопасности труда, всегда опирайтесь на вопросы:
– чего мы хотим добиться?
– что люди должны понять в результате?
– какие действия они должны предпринять?
2. Четко следуйте цели. Не включайте в памятку материал, не относящийся к теме: он только отвлечет от основной идеи вашего сообщения. Следует помнить, что небольшой объем информации, как правило, не позволяет в тексте одной памятки затрагивать слишком много аспектов проблемы. Целесообразнее выделить лишь один из них и именно ему посвятить содержание памятки.
3. Особое внимание уделяйте правильно составленному и рационально размещенному тексту. Текст памятки должен быть написан живым, ясным, доступным неспециалисту языком; предложения – краткими, набранными небольшими блоками; шрифт – простым, легко читаемым. Крупный шрифт облегчает прочтение материала людьми старшего возраста. Ни в коем случае нельзя набирать текст декоративным, трудноразличимым шрифтом. Иллюстрации, ключевые слова, тематические строки информационного сообщения должны быть простыми и ясными. Специальные термины лучше не применять. Текст нужно представить на проверку нескольким работникам, чтобы убедиться, что он не содержит двусмысленных фраз.
4. Очень важно выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой текст будет восприниматься лучшим образом. Для облегчения восприятия материала используйте не слишком сложное оформление и эффективные цвета. Цвет может служить для выделения наиболее важной информации. Выбирайте его осторожно, поскольку разные цвета вызывают разные эмоции, могут ассоциироваться с определенными идеями, образами.
5. Вычитайте текст будущей памятки, т.к. грамматическая ошибка или стилистическая неточность могут вызвать недоверие к материалу.
6. Иллюстрация в памятке всегда привлекает внимание. Могут использоваться эффектные сюжетные снимки, рисунок, диаграмма и т. п. Используемые зрительные образы должны обладать определенной силой воздействия.
7. Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:
– заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для медицинских работников и т. д.);
– ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);
– средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);
– заключительный абзац (дает понять, какое действие от работника желательно).
8. Материал памятки подбирается с расчетом на конкретную аудиторию. Внимание к той или иной информации зависит от того, насколько значимые сведения она содержит для определенной группы людей.
9. Идейное содержание материалов памятки не должно вызывать у людей страха и отрицательных эмоций. При составлении памяток для молодёжи крайне важным является принцип преимущественного позитива в изложении материала. Надо показать подростку, что быть здоровым и трудиться безопасно – это синонимы и то, что здоровье можно сохранить только в том случае если выполнять установленные на предприятии требования безопасности.
10. Убедительность материалов памятки зависит не от длинного перечня правил, советов, запретов и рекомендаций, не от сухой назидательности, а от того, насколько интересен и несложен текст. Можно «оживить» его, используя афоризм, четверостишие и т.п.
11. Иногда, чтобы убедиться в том, что разработанная памятка понятна целевой аудитории и оказывает нужное воздействие, целесообразно проводить предварительную апробацию памятки, чтобы получить «обратную связь» от аудитории. Материалы, которые недостаточно хорошо запомнились, были не совсем понятны, недостаточно интересны, противоречивы или обидны для целевой аудитории, следует перерабатывать и вносить в них необходимые изменения.