Внедряем BBS – систему безопасности, основанную на поведении.

Мировые исследования, проведенные в начале 1990-х годов, показали, что значительное количество несчастных случаев (свыше 80%) вызвано той или иной человеческой ошибкой. Следовательно, почти во всех авариях где-то на этом пути кто-то сделал что-то, что спровоцировало сбой, который, в свою очередь, способствовал несчастному случаю.

Это могло быть связано с плохим дизайном рабочего места, неподходящими процедурами, неправильным обслуживанием; заказанными или поставленными не по назначению деталями – чем угодно. Как правило, ситуация усугубляется тем, что те, кто, возможно, осознал потенциальную возможность несчастного случая или инцидента, не смогли своевременно высказать свои опасения или вмешаться.

Ещё одно исследование, посвященное более чем двум миллионам несчастных случаев на производстве, показало, что на каждое событие, приведшее к летальному исходу, может приходиться более десяти, которые привели к серьезным травмам и 600 инцидентов, которые не привели к повреждению или травме.

Из этих статистических данных ясно, что на каждый наблюдаемый инцидент приходится более 15 случаев небезопасных действий или условий, которые не привели к инцидентам или несчастным случаям. Поверхностные причины этих инцидентов обычно очевидны, но знание поверхностной причины, как правило, не предотвратит повторение инцидента.

Лучший способ предотвратить повторение инцидента – использовать систему безопасности, основанную на поведении (Behaviour Based SafetyBBS). Безопасность, основанная на поведении – это метод предотвращения человеческих ошибок и повышения безопасности на рабочем месте путем наблюдения и анализа поведения сотрудников во время их работы. Цель такой системы состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на повседневном поведении работников, для того чтобы изменить их поведение и тем самым сократить число несчастных случаев. Обучение технике безопасности, основанное на поведении, – это позитивный подход к формированию культуры безопасного труда.

Поведенческая безопасность и как она работает

Эффективная система поведенческой безопасности должна работать в рамках системы управления охраны труда организации и усиливать ее. От большинства традиционных подходов BBS отличается тем, что основана на сборе информации (данных) и определяется полученными данными; фокусируется на том, что люди на самом деле делают для укрепления безопасности; подчеркивает важность принятия решений для успешного повышения безопасности и выявление областей, нуждающихся в исправлении на основании собранных данных; стимулирует использование признания (вознаграждений) для управления поведением, связанным с безопасностью, вместо штрафов за поведение, создающее риск.

Существует четыре основных компонента, составляющих успешную программу безопасности, основанную на поведении.

  1. Программы/системы безопасности сами по себе попросту недостаточны. Для того чтобы стать эффективными, системы безопасности должны быть связаны и поддерживаться другими подразделениями организации.
  2. Культура оказывает громадное влияние на результаты. Одним из важнейших факторов, позволяющих делать успешные прогнозы, является культура организации, в которой внедряется BBS
  3. Руководство является движущей силой попыток компании повысить безопасность. BBS, как и другие подходы эффективна там, где существует мощная, честная поддержка попытки изменить ситуацию.
  4. Различные виды поведения не являются изолированными событиями – у них есть определенный контекст. Поведение работников отражает организацию, ее руководство и ее культуру.

BBS представляет собой процесс вовлечения всех работников в определение ситуаций и способов, которые чаще всего приводят к повреждениям и травмам, а также поиск их собственного вклада в происшествие. Работникам предлагается наблюдать за поведением своих коллег для выявления истинного прогресса в снижении проявлений поведения, создающего риск. Все это требует глубокой приверженности со стороны управленческого персонала, поскольку руководящая роль является жизненно важной для достижения успеха. Работники приспосабливаются к стандартам поведения и культурным ожиданиям, которые устанавливаются руководителем. Если, например, восприятие работников и руководителей отражает отношение «продукция любой ценой», никакая программа безопасности, независимо от своего фокуса, не приведет к успеху.

Для успеха данной попытки крайне важно, чтобы руководители «делали то, что говорят». Это означает, что руководство также должно соблюдать правила и действовать так, как они ожидают, будут действовать окружающие, в любой ситуации. Руководители зачастую вносят путаницу. Такая путаница приводит к высокому уровню недоверия между работниками и их руководством. Руководители, которые полностью придерживаются правил и поддерживают BBS, подают пример безопасного поведения остальным. Важно, что безопасное поведение на работе приводит к позитивным экономическим последствиям.

В дополнение к четырем элементам также должно быть желание всей компании внедрить программу BBS. Без открытого общения и общих интересов вполне вероятно, что сотрудники будут воспринимать программу как еще одну директиву руководства. С другой стороны, если руководство не верит, что программа BBS будет успешной, оно может не принимать всерьез отзывы сотрудников.

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.