ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ: КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛИТИКЕ

Определение цифровых технологий

Передовая робототехника и искусственный интеллект

Продвинутая робототехника и искусственный интеллект определяются как интеллектуальные машины, которые собирают и анализируют данные и принимают решения. Эти системы широко распространены в таких секторах, как здравоохранение, образование, служба поддержки клиентов, маркетинг и финансовое планирование, где используются мобильные роботы, роботы-сборщики и роботы-экзоскелеты. Внедрение таких технологий на рабочем месте дает ряд преимуществ, поскольку передовые роботизированные системы способны выполнять задачи более эффективно, с большей точностью и выносливостью, а также обеспечивают более безопасные условия для людей, беря на себя более опасные задачи. Искусственный интеллект и аналитика данных также могут быть использованы для повышения эффективности инспекций по охране труда. Однако внедрение таких технологий также может представлять определенные риски для работника, которые могут быть физическими, организационными и психосоциальными. Например, внедрение искусственного интеллекта и передовой робототехники может вызвать страх потери работы, поскольку повышение эффективности может снизить потребность во вмешательстве человека. Это также может привести к отсутствию доверия, когда работники либо чрезмерно зависят от технологии, либо недостаточно используют ее из-за непонимания ее возможностей.

Влияние передовой робототехники и искусственного интеллекта на психосоциальные риски существенно различается в зависимости от характера выполняемой задачи, будь то когнитивная, физическая, рутинная, сложная (нестандартная) или их сочетание. Когда технология выполняет физические задачи, она создает риски для безопасности, связанные с непосредственным взаимодействием с механизмами. Напротив, когнитивные и комбинированные задачи вызывают опасения по поводу нагрузки на производительность и необходимости умственной адаптации к новым системам, подчеркивая необходимость умственного напряжения и адаптации, выходящих за рамки физической безопасности. Автоматизируя повторяющиеся задачи, искусственный интеллект и продвинутая робототехника также могут привести к когнитивной перегрузке, поскольку работникам необходимо контролировать сложные системы и взаимодействовать с ними.

Интеллектуальные цифровые системы

Интеллектуальные цифровые системы включают в себя целый ряд технологий, включая сенсорные устройства, искусственный интеллект, Интернет вещей, носимые устройства, беспроводные технологии, дополненную реальность и дроны. В литературе ЕС-OSНА по интеллектуальным цифровым системам освещаются как риски, так и возможности, связанные с внедрением таких технологий. Среди возможностей – то, что интеллектуальные цифровые системы могут предотвращать и минимизировать вред, наносимый работникам, улучшать соблюдение требований по охране труда, помогать в принятии обоснованных решений и предоставлять больше возможностей для обучения в виртуальной среде. Проблемы связаны с принятием и доверием пользователей, вторжением в частную жизнь, надежностью технологии и рядом психосоциальных факторов риска, таких как отсутствие доверия, увеличение рабочей нагрузки и нехватка времени, отсутствие самостоятельности работников и так далее.

Работа цифровой платформы

Работа на цифровой платформе, определяемая как весь оплачиваемый труд, выполняемый при посредничестве онлайн-платформ, характеризуется нестандартными условиями труда, алгоритмическим управлением, участием трех сторон и переносом рисков и ответственности на работников.

Работа на цифровой платформе может принести работникам такие преимущества, как повышение автономии, более гибкий график работы и улучшение баланса между работой и личной жизнью. Однако это также связано с различными проблемами: использование алгоритмического управления (то есть использование технологических инструментов для удаленного управления персоналом, основанных на сборе данных и наблюдении для обеспечения автоматизированного принятия решений) позволяет усилить контроль за работниками и их работой, а также мониторинг их рабочей среды, что, следовательно, снижает автономность работы и повышение производительности; в то же время, наличие нестандартных условий труда означает, что работники платформы, как правило, классифицируются как самозанятые и, следовательно, не подпадают под действие законодательства по охране труда в большинстве стран ЕС.

Удаленная работа

Технологии удаленной работы относятся к цифровым инструментам и системам, которые облегчают работу за пределами традиционного рабочего места (например, офиса или фабрики). Сюда входит удаленная работа, телеработа и гибридная работа. Технологии удаленной работы обеспечивают гибкость и автономию, потенциально повышая производительность труда, и могут принести пользу работникам с хроническими заболеваниями, позволяя им лучше справляться со своими симптомами, включая усталость. Однако использование этих технологий также может быть связано с рядом психосоциальных факторов риска, включая проблемы с балансом между работой и личной жизнью, чувство изоляции, постоянное подключение к интернету, приводящее к увеличению рабочей нагрузки, снижению автономии и плохим социальным отношениям.

Искусственный интеллект для управления персоналом (АIWМ)

Технологии искусственного интеллекта для управления персоналом (АIWМ) собирают данные о рабочем пространстве, работниках и их действиях в режиме реального времени. Эти данные обрабатываются системами искусственного интеллекта для принятия автоматизированных или полуавтоматических решений, или для предоставления информации лицам, принимающим решения, таким как менеджеры по персоналу и работодатели. Использование АIWМ может принести значительные преимущества, такие как улучшение планирования и распределения задач, оптимизация организации труда и предоставление более качественной информации для выявления проблем, связанных с охраной труда; однако это может привести к возникновению психосоциальных факторов риска и стресса из-за постоянного наблюдения. Отсутствие прозрачности в системах АIWМ может способствовать недоверию и ощущению несправедливости среди сотрудников. Кроме того, снижение самостоятельности в работе и необходимость постоянной адаптации к новым технологиям могут способствовать неудовлетворенности работой.

Психосоциальные факторы риска, выявленные в обзоре литературы ЕU-ОSНА по пяти направлениям цифровизации, представлены в таблице 2.

Таблица 2: Психосоциальные факторы риска, связанные с каждой технологией

Беглый просмотр таблицы 2 показывает, что наличие психосоциальных факторов риска варьируется в зависимости от технологии и что некоторые технологии (в частности, АIWМ) связаны с большим числом психосоциальных факторов риска. Наиболее распространенными психосоциальными факторами риска являются отсутствие доверия, когнитивная перегрузка, страх потери работы, плохая коммуникация и чувство несправедливости.

Наиболее часто упоминаемым фактором риска является отсутствие доверия, которое встречается в четырех из пяти технологических областей: АIWМ, работа на цифровых платформах, интеллектуальные цифровые системы и продвинутая робототехника и искусственный интеллект. Все четыре технологии имеют общие факторы, такие как отсутствие прозрачности, постоянное наблюдение и проблемы с конфиденциальностью данных, которые могут способствовать возникновению недоверия. Решение этих проблем требует повышения прозрачности, обеспечения непредвзятости и конфиденциальности данных, вовлечения работников на этапе внедрения технологии и предоставления четкой информации о том, как используются эти технологии, а также о том, как принимаются решения, особенно касающиеся найма, увольнения или продвижения работников по службе. Кроме того, в АIWМ, работа на цифровой платформе и интеллектуальные цифровые системы, отмечается ощущение несправедливости, что указывает на восприятие неравенства и предвзятого отношения, связанных с автоматизированным принятием решений и непрозрачной обработкой данных. В этом случае первостепенное значение имеет прозрачность в отношении того, как обрабатываются и используются данные, а также в отношении того, как принимаются решения, а также вовлечение сотрудников и обеспечение того, чтобы объективные системы использовались в качестве инструмента, но не зависели от них при принятии решений.

Когнитивная перегрузка – еще один существенный фактор риска, наблюдаемый в АIWМ, работе на цифровых платформах, а также в современной робототехнике и искусственном интеллекте. По-видимому, она обусловлена такими факторами, как увеличение объема обработки информации, сложность системы, необходимость постоянного обучения и принятия решений в режиме реального времени. Для решения этих проблем важно внедрять комплексные программы обучения и повышения квалификации, обеспечивать удобный дизайн систем, предоставлять достаточное количество перерывов на отдых, создавать благоприятную рабочую среду и способствовать большему разнообразию рабочих задач, чтобы достичь баланса между задачами, требующими больших когнитивных затрат, и другими менее сложными заданиями.

Аналогичным образом, страх потерять работу или отсутствие гарантий занятости является общей проблемой, связанной с АIWМ, работой на цифровых платформах и передовой робототехникой и искусственным интеллектом, что обусловлено такими факторами, как автоматизация, опасные условия труда и эффективность искусственного интеллекта и робототехники при выполнении человеческих задач. Преодоление этих опасений требует прозрачного информирования о роли технологий на рабочем месте, вовлечения работников в процесс внедрения технологий, реализации инициатив по переквалификации и повышению квалификации, а также поддержки со стороны руководства, чтобы успокоить работников.

Плохая коммуникация и плохие социальные взаимоотношения также являются заметными проблемами, выявленными в АIWМ, интеллектуальных цифровых системах и технологиях удаленной работы. Они, по-видимому, обусловлены такими факторами, как сокращение личного взаимодействия, зависимость от автоматизированных систем и отсутствие прозрачности. Решение этих проблем требует развития открытых и прозрачных каналов коммуникации, поощрения регулярных личных встреч команды, предоставления возможностей для социального взаимодействия и обеспечения того, чтобы коммуникационные технологии, такие как средства видеоконференцсвязи, дополняли, а не заменяли человеческое взаимодействие.

Нехватка времени, как правило, связана с АIWМ, работой на цифровых платформах и интеллектуальными цифровыми системами, в то время как при удаленной работе также наблюдается увеличение рабочей нагрузки. И то, и другое может привести к поспешным решениям и ошибкам, стрессу, эмоциональному выгоранию и проблемам с физическим здоровьем из-за постоянного напряжения.

Некоторые психосоциальные факторы риска связаны со спецификой технологий: например, профессиональная изоляция является фактором риска, присущим только удаленной работе и работе на платформе, учитывая, что обе они предполагают независимую работу вдали от традиционной офисной обстановки, ограниченное взаимодействие лицом к лицу и меньше возможностей для спонтанного общения с коллегами и руководителями.

Среди тематических областей, рассмотренных в этом анализе, АIWМ выделяется, поскольку он связан с большинством психосоциальных факторов риска, включая отсутствие доверия, когнитивную перегрузку, страх потери работы, плохие коммуникативные и социальные отношения, чувство несправедливости, нехватку времени, отсутствие автономии, плохой баланс между работой и личной жизнью, деквалификация или потребность в повышении квалификации, а также отсутствие профессиональной подготовки. При работе с цифровыми платформами также наблюдаются многочисленные психосоциальные факторы риска, что делает их еще одной важной областью, вызывающей озабоченность. В дополнение к этому, задачи, выполняемые работниками платформы на определенных рабочих местах, подвергают работников дополнительным факторам риска (например, воздействие неприятного контента, вызывающего психологическую травму у работников платформы, занимающихся модерацией контента; когнитивная перегрузка из-за интенсивной умственной концентрации в связи с выполнением высококвалифицированных онлайн-задач, включая программирование).

Интеллектуальные цифровые системы сопряжены с такими рисками, как увеличение рабочей нагрузки и нехватка времени, поскольку эти системы могут повысить производительность труда. Технологии удаленной работы связаны с наименьшим количеством психосоциальных факторов риска. Они обеспечивают гибкость и удобство, однако также могут привести к нарушению баланса между работой и личной жизнью и социальной изоляции. Вероятно, наиболее существенным фактором риска является постоянное подключение к Интернету.

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.