Прошлое – Настоящее – Будущее. Или почему с нами ВСЁ случается?

«Восточный подход»

Рассматривая установки, которые сформировались у человека, разбирая его мотивы и потребности, психология безопасного труда всё же не смогла выявить и обосновать природу «человеческого фактора» как основополагающего момента при возникновении несчастных случаев. Имеется достаточно случаев в жизни человека, когда его базовые потребности удовлетворены, мотивация на какие-то действия (с риском или согласно правил) отсутствует, но несчастный случай происходит всё равно. Например: перемещение человека по ровной поверхности и его непредсказуемое падение, дорожно-транспортное происшествие. Таким образом «западный» подход не даёт ответа на этот вопрос. Поэтому предложу второй подход – назову его «восточный», который находится абсолютно в другой плоскости относительно «западного».

Чтобы перейти к рассмотрению «восточного» подхода автор заранее предупреждает читателя, что та информация, которая будет изложена ниже, может быть совершенно не воспринята умом человека. Её либо надо просто принять, либо… отказаться от дальнейшего чтения, так как существует возможность сойти с ума. Прежде остановлюсь на нескольких исходных данных, которые характерны для «восточного» подхода.

  • Наша жизнь парадоксальна и у неё нет цели.
  • Будущее не предопределено,… равно как и прошлое.
  •  Для понимая «восточного» подхода, человеку требуется осознание, здесь все знания и весь наш опыт абсолютно не нужны. Исследовать и изучать подход бесполезно и бессмысленно.
  •  Считается, что общаясь друг с другом, язык помогает нам передавать различную информацию. Правильнее другое: как только люди научились говорить – они перестали понимать друг друга. На языке можно много писать, спорить, выражать своё мнение, но всё это будет лишь игрой нашего разума с нами самими. Общаясь, мы ничего не достигаем. Мы не понимаем не столько оппонента, сколько мы не понимаем самих себя (т.к. обычно уверены в своей правоте). Язык, к сожалению, не является средством универсального общения между людьми и вносит больше не до понимания и требуется нам в основном для выяснения отношений. В данном случае более универсальным языком можно назвать движения тела, в частности танец, природа которого намного ярче, выразительнее и понятнее большинству людей. Язык лишь служит устройством для передачи мыслей, сформированных и оформленных нашим умом, но не нами.
  • Наш ум постоянно создаёт две крайние «позиции», в которых он «находится» и «существует». Эти «позиции» – «будущее» и «прошлое». «Будущее» – то, что мы себе воображаем или о чём мечтаем, какие цели себе ставим и какие интересы преследуем, что предполагаем сделать в какой-то момент времени. «Прошлое» – та информация, которую ум отразил в своей памяти о том, что происходило и именно в том виде, как у него это получилось (играет роль множество факторов как внешних, так и внутренних, наложивших  свой отпечаток на восприятие события). И получается так, что одна и та же информация, событие будут отмечены в памяти людей абсолютно по-разному. Учёные установили, что для нашего ума реально всё – и то, что есть на самом деле и то, что существует только в наших фантазиях. Ум не делает никаких различий между тем, что есть в действительности и чего на самом деле нет.

Существование ума человека «на пике жизни» представлено на оси координат следующим образом.

Исходя из этого графика видно, что «настоящее» для нашего ума лишь промежуточное значение – своеобразный переход между «прошлым» к «будущему» и обратно. В нашем «настоящем», т.е. «здесь и сейчас» находится всегда только наше тело, но никак не ум. Из-за того, что человек редко бывает в «настоящем» он ничего не может делать осознанно. В современных западных течениях о поисках души уже понимают проблему истинной осознанности человека. В зависимости от того насколько широка амплитуда «прошлое – будущее» и «длина волны», приходит понимание насколько редко человек бывает в своём «настоящем». Восточные тренинги и методики направленные на совершенствование тела и духа человека, такие как медитация, йога, цигун, тайцзи-цюань и т.п. предполагают уменьшение, как амплитуды, так и в большей степени длины волны «прошлое-будущее».

Следующий график, когда у нас впереди всё будущее, а прошлого за плечами совсем чуть-чуть, характерен для молодого поколения.

И в свою очередь, когда у человека впереди «будущего» уже практически нет – он живёт своими воспоминаниями, тогда график будет выглядеть так.

Если мы наложим друг на друга два графика – график «молодости» и график «старости» мы получим как итог две синусоиды которые практически не имеют общих линий движений, а только несколько точек пересечений линий, то что в жизни называют часто проблемой отцов и детей. Таким образом, это не есть проблема, это есть парадокс жизни.

Итак, когда Вас нет в «настоящем», Вас просто НЕТ. Уму интересно быть в его «прошлом» и его «будущем». Для него и «прошлое» и «будущее» абсолютно реальны. Но не для ВАС!. До тех пор, пока человека нет в «настоящем», с ним всегда будет что-то случаться, потому что он не осознаёт себя в реальном мире. Несчастные случаи имеют 100% возможность произойти всегда, когда человек отсутствует в себе «настоящем». Свойство нашего ума таково, что ум просто «физически» (в отличие от тела) не может постоянно быть в «настоящем», ему это не интересно, т.к. его реальность существует по своим законам (или скажу по-другому – сферы интересов с душой у них поделены).

Почему же с человеком не всегда происходят несчастные случаи. Самый наглядный пример – движение на автомобиле по дороге. Даже если человек погружен в свои мысли о доме, о работе, об отпуске и т.п. (т.е. не находится в «настоящем») на его безопасность и возможность возникновения аварии влияет очень много факторов: климатические условия, качество дорожного покрытия, время суток, количество и качество других участников дорожного движения, наличие знаков и сигналов на дороге, навыки самого человека как водителя, безопасность и надежность автотранспортного средства, датчики движения, слежения и т.п. Поэтому не в каждом моменте, когда человека нет в «настоящем» случай происходит. Тем не менее, с человеком может произойти, что угодно и будет случаться до тех пор, пока он будет отсутствовать в «настоящем».

Другое дело если человек в момент отсутствия себя в «настоящем» падает с высоты, то даже если он и «придёт в себя», то это не изменит положение вещей, т.к. сила тяготения и притяжение Земли будет действовать на него, как и на любой объект, подчиняющийся законом природы. А падения с высоты обычно заканчиваются смертельным исходом, как для тела человека, так и окончания мыслительных процессов ума в теле человека.

Теперь отвечу на вопросы, которые напрямую связаны с «восточным» подходом к осознанию жизни и своего места в ней. Вопросы, сформированные умом, часто не имеют ответов, либо эти ответы настолько не достаточные, что в свою очередь рождают новые вопросы. Это свойственно уму. Помните «утро вечера мудренее» – когда мы замечаем, что вопросы, которые с вечера решить было невозможно, с утра почему-то решаются, хотя умственной деятельности во сне не замечалось. Вопросы с утра решаются осознаннее, потому что поиск ответа на вопрос, в состоянии сна, не был связан с работой ума – он пришел осознанно из духовной сферы. Но прежде чем задать вопрос – подходите к постановке вопроса осознанно, тогда уже в самом вопросе будет половина ответа. Если понять всё это, то вопрос – возможно ли управлять своим будущим, не имеет смысла. И правда – как можно управлять будущим, не имея своего настоящего?. До тех пор, пока человек не желает управлять собой и своими мыслями в «настоящем», никаким «будущим» управлять не возможно. А в тот момент, когда человек начинает жить в настоящем – «будущее» для него перестаёт иметь всякий смысл, т.к. есть только «здесь» и «сейчас». И в этом парадокс жизни. Сам вопрос об управлении своим будущим исходит от не осознания себя настоящего. Жизнь парадоксальна и в том, что у человека, которого нет в «настоящем», нет и судьбы, а если он есть «здесь и сейчас», то и судьба у него есть – та которую он создаёт каждый миг.

Ум расставляет «+» и « – » исходя из тех оценочных суждений и критериев, которые в нас сформировались тем обществом, в котором мы выросли, социальным слоем, в зависимости от нашего состояния, наших чувств и эмоций в каждой конкретной ситуации. Поэтому и известные предсказатели с большой долей вероятности не являлись теми, за кого мы их принимали и вдобавок создавали им соответствующее общественное мнение. Так Ванга, другие не менее известные предсказатели, могли иметь сильную энергию программировать ум человека на свои предсказания. Человек попадая под влияние таких «предсказателей» был уже запрограммирован выполнить предсказанное ему действие, т.е. фактически «выкинут» из своего «настоящего» не имея никакой возможности изменить ему предсказанное. Добавлю ещё, что предсказатели характерны опять же как западное явление – человек запада никогда не жил настоящим, а создавал, развивал и усиливал свой ум, не заботясь о своей душе (в свою очередь забота о душе, как мы знаем, была возложена на церковь).

С другими известными медийными личностями еще проще – в бизнесе, как говорят, нет ничего личного и важен, в первую очередь престиж и известность (пиар), поэтому при стечении определённых обстоятельств и происшествии или гибели известного человека ему просто придумывали историю в обратной последовательности, якобы он предполагал это заранее. Такой подход подавать жареные факты свойственна как журналистам, политикам, так и священникам.

Понимание того, что западный подход не в состоянии найти ответов на вопросы судьбы, жизни и смерти человека, нашло отражение в творчестве таких писателей как Франц Кафка:

«Умереть сейчас значило бы ни что иное, как погрузить Ничто в Ничто, но чувства не могли бы с этим смириться, ибо можно ли, даже ощущая себя как Ничто, сознательно погрузить себя в Ничто, причем не просто в Ничто, а в Ничто бурлящее, чье ничтожество состоит лишь в его непостижимости.

Случайностями называют стечение событий, причинность которых неизвестна. Но без причинности нет мира. Поэтому случайности существуют не в мире, а только в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Они — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями».

или Пауло Коэльо:

«Живу я не в прошлом и не в будущем, а сейчас, и только настоящая минута меня интересует. Если бы ты всегда мог оставаться в настоящем, то был бы счастливейшим из смертных… Жизнь была бы тогда вечным и нескончаемым праздником, ибо в ней не было бы ничего, кроме настоящего момента.»

а также мыслителя, писателя и этнографа Карлоса Сесара Сальвадора Аранья Кастанеда:

«Главная помеха большинства людей – внутренний диалог, это ключ ко всему. Когда человек научится останавливать его, все становится возможным. Самые невероятные проекты становятся выполнимыми.»

Есть ещё такое высказывание, приближающее нас к истине: «В жизни всё просто, всё что сложно – ложно». Человек может осознать, что до тех пор, пока его «нет», реального мира для него не существует. Взамен его наш ум создаёт свой собственный мир иллюзий или иллюзорный мир. Осознав это, есть возможность обрести бытие, которое было утеряно людьми более 2000 лет назад и стать «Я есть». Вернуться к себе так легко и так невероятно трудно из-за нашего сильного, выращенного и раздутого нашим умом эго, к тому же, при развитии на западе таких дисциплин как философия, психология, которые не имеют никакого отношения к душе человека, человек стал чаще «сходить с ума» из-за отсутствия опоры, фундамента, которые удерживали бы его в этой жизни. За неимением такой опоры, все дела которые исходят от церкви не являются религиозными делами, равно как и церковь к истинной религии в настоящий момент не имеет никакого отношения.

Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.