Безопасность погрузчика – дело серьёзное

Согласно данным американского Бюро Трудовой Статистики (U.S. Bureau of Labor Statistics), из-за неправильного обращения с погрузчиками, в среднем, в США каждый год 100 рабочих погибают и 20 тысяч получают травмы. Самыми распространенными ситуациями, при которых происходят несчастные случаи, согласно статистике, являются:

опрокидывание погрузчика (22%);

погрузчик сбивает или травмирует пешехода (20%);

водитель или работник склада получает повреждения при работе с погрузчиком (16%);

падение водителя из кабины или со ступенек погрузчика (9%).

Нарушения, которые происходят при эксплуатации погрузчиков входят в Топ-10 самых многочисленных нарушений безопасности. Пятью наиболее серьезными причинами, которые их вызвали, были:

некомпетентность водителей в вопросах эксплуатации погрузчиков;

отсутствие надлежащего обучения и оценки квалификации водителя;

несвоевременное техобслуживание погрузчиков, имеющих неполадки;

несвоевременность обеспечения переподготовки и проверки знаний водителей;

не проведение осмотра погрузчика перед началом эксплуатации.

Как видно, три из пяти причин нарушений касаются именно вопросов надлежащего образования водителя погрузчика. Большинство экспертов сходятся во мнении, что обучение самый важный шаг, который только может предпринять руководитель, чтобы повысить безопасность работ. Кроме водителей погрузчиков, не менее важно, чтобы то же самое обучение проходили и руководители среднего звена, которые руководят работами с применением подъёмно-транспортного оборудования. Т.к. они постоянно взаимодействуют как с рабочим персоналом, так и с водителями погрузчиков и видят, как работают персонал и техника, то если они хорошо обучены, они могут грамотно и своевременно указать персоналу на совершаемые ими ошибки. В случае, если руководитель недостаточно компетентен, водители могут беспрепятственно продолжать нарушать нормы безопасности.

Эксплуатация погрузчиков относится к работам с повышенной опасностью. Для этого назначаем приказом ответственных лиц, разрабатываем и утверждаем инструкцию по охране труда для водителя погрузчика. Необходимо понимать, что ни одна имеющаяся инструкция не в силах вместить и охватить все возможные ситуации, которые могут произойти при эксплуатации погрузчиков. Чтобы обучение было действительно эффективным, кроме изучения требований нормативно-правовых актов, соответствующих инструкций, необходимо рассматривать и анализировать действия и при внештатных обстоятельствах, при возникновении ситуаций, не учтенных в существующих нормативах. Например, при стажировке водителей погрузчиков руководитель стажировки акцентирует особое внимание на те поведенческие ситуации, которые имели место быть на практике у них на предприятии или однопрофильном производстве.

Для того чтобы лучше понять каким образом лучше обеспечить безопасность работников на предприятии, рассмотрим 9 видов наиболее часто встречающихся несчастных случаев при работе с вилочным погрузчиком.

  1. Наезд на пешехода.

Это наиболее распространенный вид несчастного случая на участке, где используется вилочный погрузчик. Погрузчик, движущийся даже с небольшой скоростью, не может остановиться мгновенно. Собственная масса автопогрузчика грузоподъемностью 2 т составляет 3 т. Наезд такой машины на человека безусловно ведет к тяжелым последствиям, иногда к смертельному исходу.
Приведем несколько примеров подобных несчастных случаев.
а) Рабочий не обращает внимания на то, что делается вокруг него, и делает шаг навстречу движущемуся погрузчику или оказывается в непосредственной близости сбоку от него. Боковой удар, возможно, сам по себе не вызовет сильной травмы, но если рабочий будет отброшен
и упадёт, к примеру, с рампы, он получит очень серьезные повреждения.
б) Рабочий идет рядом с движущимся погрузчиком. Когда водитель начинает делать поворот, передние колеса погрузчика переезжают через ногу рабочего.


2. Погрузчик опрокидывает груз на работника.

Водитель должен постоянно помнить об опасности, которой подвергается рабочий, оказавшийся между погрузчиком и каким-либо фиксированным предметом. Ниже приведены три типичных примера.
а) Погрузчик с грузом движется по проходу, между контейнерами. Один из контейнеров оказывается несколько выдвинутым в проход. Водитель видит препятствие, но ошибочно считает, что он может его объехать, или не замечает препятствия из-за снижения внимания. Продолжая движение, погрузчик толкает контейнер на рабочего, стоящего за ним. При нахождении рабочего перед стеной, колонной, другим контейнером или каким-либо неподвижным предметом, возможно придавление работника или его гибель.
б) Водитель доставляет на рабочее место контейнер с деталями. Рабочий, занятый на данном рабочем месте, сосредоточил свое внимание на выполняемой операции и не следит за движением погрузчика. Водитель решает подвинуть контейнер поближе к рабочему и быстро отъехать, не отвлекая рабочего от работы. Во время маневра рабочий внезапно поворачивается и делает шаг в сторону погрузчика. Рабочий оказывается между контейнером и неподвижным предметом и может быть раздавлен.
в) Водитель погрузчика загружает материал на полки двухстороннего стеллажа. Он помещает груз в свободную ячейку на вторую (третью и выше) полку стеллажа и даже не замечает, что при этом сталкивает крупногабаритный груз из смежной ячейки, с другой стороны. Груз толкает работник склада, выполняющий в этот момент работы с противоположной стороны стеллажа (или падает на него, если работник находился ниже), работник получает травму.


3. На водителя падает груз, когда он пытается подвинуть его руками.

Груз может находиться на вилах погрузчика, на полу. Водитель выходит из кабины погрузчика, чтобы устойчивее установить груз. Груз, потеряв устойчивость, падает с вил погрузчика на ноги водителя, либо из контейнера падают детали и попадают тому на ноги.


4. Водитель или другой рабочий, работающий с ним в паре, получает травму в тот момент, когда он садится в погрузчик или высаживается из него.

При этом чаще всего повреждаются коленный либо голеностопный сустав. Причина травмы не всегда однозначна и понятна. Травма может быть следствием резкого переноса тяжести на одну ногу, что бывает при посадке и высадке из погрузчика, либо человек может поскользнуться или споткнуться из-за неровности пола и серьезно повредить ногу.


5. Опрокидывание погрузчика, когда водитель не успевает среагировать на возможную опасность и затормозить.

Хотя опрокидывание относится к числу сравнительно редких аварий, тем не менее такой исход необходимо рассматривать, т.к. такие аварии зачастую заканчиваются смертельным исходом. В любом случае аварию можно предотвратить, если водитель оценит ситуацию и снизит скорость движения погрузчика. Поворот или движение по наклонному спуску особенно опасны, если они выполняются на большой скорости. Четырехколесные погрузчики более устойчивы, чем трехколесные. Движение с высокой скоростью может привести к опрокидыванию любого погрузчика. Повышение высоты расположения центра тяжести погрузчика, высокая скорость и движение по криволинейной траектории вызывают потерю устойчивости и опрокидывание.


6. Столкновение с транспортным средством.

Это распространённый вид аварии особенно в тех ситуациях, где на участках работ используется большое количество транспорта и дорожной, строительной техники.  В таких ситуациях важна внимательность водителя, чёткая координация действий между водителями транспортных и других средств, ограничения скорости перемещения на участке производства работ.


7. Погрузчик съезжает с края погрузочной площадки.

Это еще один вид аварии с высокой вероятностью гибели людей. Каждый раз, когда погрузчик съезжает с площадки (двигаясь задним ходом, или слишком близко к не ограждённому краю платформы) водитель либо погибает, либо получает серьезные ранения. К гибели водителя приводит в основном нарушение им требований безопасности в части пристёгивания ремнём безопасности. Многие водители погрузчиков игнорируют это обязательное требование, руководствуясь тем, что скорость погрузчика сравнительно не большая и с ними ничего серьезного случится не может.


8. Водитель получает травму из-за того, что часть его тела выступает за габариты погрузчика.

Иногда водитель, с целью убедиться в отсутствии препятствия сзади погрузчика или впереди за контейнером, мешающим обзору, высовывает голову за пределы кабины и получает травму головы о строительную колонну, проезжая мимо нее.


9. Водитель получает травму при подъёме груза от упавшего предмета.

Все вилочные погрузчики должны иметь защитное ограждение в виде решётки, когда погрузчик поднимает или перемещает груз на высоту грузоподъемника. Это ограждение предохраняет водителя от падающих предметов.

Практические советы по обеспечению безопасности при эксплуатации погрузчиков.

1. Водители погрузчиков обязательно должны быть обучены и иметь соответствующую квалификацию на право управления погрузчиком конкретного типа. Ознакомьте водителя погрузчика, работников склада с имеющимися рисками повреждения здоровья и возможными опасностями при работе погрузчика. Помним – тот, кто осведомлен, тот вооружен. 

2. Спецодежда – обязательно! При эксплуатации погрузчика нужно обязательно одевать спецодежду, элементы которой не будут цепляться за детали погрузчика или мешать управлению.

3. Перед началом работы на автопогрузчике всегда проверяйте технику и в случае неисправности сразу сообщайте об этом непосредственному руководителю работ.

4. Необходимые во время работы элементы (подлокотник, кресло, зеркала заднего вида) нужно правильно отрегулировать перед тем, как завести вилочный погрузчик.

5. Не забудьте пристегнуться ремнем безопасности перед началом движения. Ни в коем случае не высовывайте руки, ноги или голову за пределы погрузчика. Двигайтесь только по заранее установленным маршрутам, не забывая смотреть по сторонам.

6. Поддерживайте определенную дистанцию. Во избежание наезда при внезапной остановке впереди движущегося транспортного средства водители должны соблюдать дистанцию не менее 10 м.

7. Будьте крайне осторожны на скользких, неровных покрытиях. Старайтесь объезжать выбоины и неровности. Не стоит переезжать через любые предметы, оставленные на полу, поскольку это может привести к смещению или падению груза.

8. Снижайте скорость и объезжайте на расстоянии не менее 1 м имеющиеся на пути лестницы или другие приспособления и устройства, на которых находятся работающие и другие лица.

9. Перед въездом в узкий проезд (между штабелями, оборудованием, элементами конструкции зданий и сооружений) необходимо остановить напольный безрельсовый транспорт, убедиться в отсутствии на пути работающих, других посторонних лиц и предметов. Таким образом вы обезопасите и себя, и других сотрудников.

10. Следите за тем, чтобы при движении погрузчика на поворотах вилочный подхват был не поднят. А при транспортировке груза – и вовсе опущен до минимально допустимой высоты и наклонен назад. В таком случае в разы повышается устойчивость погрузчика и снижается до нуля вероятность опрокидывания груза.

11. Всегда тщательно проверяйте положение товара на вилах перед подъемом, опусканием или движением. Груз нужно равномерно распределить на вилочных подхватах. Не размещайте товар на поврежденную или деформированную паллету. Поднимать и транспортировать незакрепленный товар или груз в неустойчивом положении запрещено. Чтобы зафиксировать на месте груз, можно использовать трос или ленту.

12. Ни при каких условиях не превышайте установленную грузоподъемность погрузчика. И не занимайтесь погрузкой и разгрузкой на наклонной поверхности.

13. Не позволяйте себе и другим работникам стоять или проходить под грузом или грузоподъемным механизмом, так как груз может упасть и нанести тяжелые травмы.

14. Опасно просовывать руки или ноги между поперечными деталями мачты погрузчика. При опускании мачты конечности могут быть зажаты и серьезно травмированы.

15. Постоянно следите за местонахождением пешеходов, держите с ними визуальный контакт. Будьте особенно осторожными в пешеходных зонах.

16. Чтобы обеспечить хорошую круговую обзорность перемещайте товар на минимальной высоте. Высота укладки груза на вилах автопогрузчиков, электропогрузчиков должна обеспечивать обзорность водителей на открытых площадках на расстоянии не менее 8 м, на складах – не менее 5 м.

17. Автопогрузчик предназначен транспортировать товары, а не людей. Поэтому никогда не перевозите на нем посторонних людей или других сотрудников (если только в кабине не предусмотрено второе кресло).

18. Также не разрешается погрузчиками поднимать людей на высоту. Для этого используют специальные механизмы с надежно закрепленной платформой и перилами безопасности.

19. По окончанию рабочей смены поставьте погрузчик на зарядку/заправку. Не забудьте опустить вилы погрузчика на землю, включите стояночный тормоз. Заглушите двигатель, извлеките ключ зажигания.

20. Заряжать/заправлять погрузчик нужно в специально отведенных для этого помещениях, которые хорошо проветриваются, без источников искрения или открытого пламени. Не забывайте выключать погрузчик во время зарядки/заправки.

Делайте себя видимыми: правила безопасности для пешеходов

Несчастные случаи с участием пешеходов могут произойти в любое момент, пока погрузчик движется. Часто это происходит при движении на поворотах, особенно если водитель едет быстро, игнорируя ограничения скорости, и не видит людей, выходящих из-за стеллажных конструкций, штабелей или других препятствий.

Использование только звуковых предупреждающих сигналов не всегда увеличит безопасность пешехода, когда вблизи него проезжает погрузчик. Были проведены исследования, целью которых было доказать, что использование сигналов тревоги устраняет или снижает число несчастных случаев от столкновения пешеходов и погрузчиков. В реальности же оказалось, что постоянное использование звукового сигнала приводит к привыканию работающими к звукам сигналов, подаваемых погрузчиками. Поэтому водители, кроме периодической подачей звукового сигнала, должны всегда иметь визуальный контакт с каждым пешеходом перед тем, как двинуться вперед или назад.

Каждый работник, в местах где работает погрузчик, должен быть бдительным и придерживаться следующих правил безопасности:

1. Не игнорируйте правил поведение на складе, по которому курсирует погрузочная техника. Чтобы избежать несчастных случаев, передвигайтесь на специально отведенных участках для пешеходов и переходите только там, где это разрешено. Как правило, на крупных производственных объектах с большим количеством погрузчиков такие зоны обозначаются полосами движения, создавая пешеходные переходы. Зная об этом, водитель вилочного погрузчика ожидает увидеть там пешеходов, поэтому всегда снижает скорость или же подает предупреждающие сигналы.   

2. Старайтесь быть в поле зрения водителя, держите с ним визуальную связь.

3. Отправляясь на склад, всегда одевайте светоотражающие жилеты. В районе с активным движением они сделают вас видимыми даже при слабом освещении.

4. В зонах непосредственной погрузки/разгрузки одевайте на голову каску.

5. Не воспринимайте погрузчик как автомобиль. Потому что, двигаясь даже на небольшой скорости, он не может остановиться мгновенно. Кроме того, радиус поворота этого транспортного средства намного больше, чем в обычного авто. Поэтому от погрузчика нужно держаться на расстоянии не мене 5 м.   

Итак, подводя итоги вышесказанному – безопасная эксплуатация погрузчиков будет обеспечена, если работодателем будут выполнены три условия:

  1. Организовано качественное обучение водителей погрузчиков и контролирующих их работу сотрудников.
  2. Все водители обращают должное внимание на стабильность движущегося транспортного средства («треугольник стабильности»).
  3. Все водители особенно тщательно следят за действиями и местонахождением пешеходов в зоне работы погрузчика, а все пешеходы не менее внимательно наблюдают за действиями техники, быстро реагируя на команды и сигналы, которые подают им водители!
Игорь Жук
27 лет практики, из них 10 — государственным инспектором труда. Автор статей, эксперт, преподаватель.