Шаг 7. Оценка результатов вмешательств
Это важнейший шаг в процессе обеспечения безопасности, основанном на поведении. Важно знать, насколько хорошо работают ваши вмешательства и что вы продвигаетесь к своей цели по улучшению поведения, а также показателей безопасности. Вмешательства следует тщательно контролировать, чтобы оценить их эффективность и внести любые необходимые коррективы. Когда дело доходит до измерения, существует два основных подхода: реактивный или проактивный мониторинг.
Самое важное, что следует помнить при измерении результатов, – это то, что вам необходимо измерять как поведение, так и показатели безопасности. Вы не можете просто измерить поведение, потому что если поведение улучшается, а безопасность – нет, то на самом деле вы не добились никакого прогресса. Кроме того, не пытайтесь измерить все сразу. Начните с того, что сосредоточьтесь на одном показателе (например, на близких промахах) или на паре показателей.
Этот шаг важен, потому что он не только покажет вам, насколько эффективны ваши вмешательства, но и поможет вам определить, что делать дальше. Если ваши вмешательства не приносят успеха, то вы будете знать, как их изменить или применить другой подход, чтобы добиться лучших результатов. Если они работают хорошо, то вы можете удвоить эти мероприятия и продолжать улучшать поведение и показатели безопасности.
Организуем наблюдения за работниками
Наблюдение за сотрудниками – это основной этап BBS. Поведение определяется как наблюдаемый акт. Система наблюдения предполагает кратковременное плановое наблюдение за одним или несколькими сотрудниками, выполняющими задание на рабочем месте во время обычных повседневных обязанностей. Обычно это занимает не более пяти минут.
Небезопасное поведение – это то, которое явно увеличивает вероятность инцидента. Например, человек, работающий на высоте без предохранительного ремня, безусловно, значительно увеличивает риск для себя. На рабочем месте любое поведение является небезопасным, если оно явно подвергает человека или его коллег повышенному риску причинения вреда.
Наблюдатель отмечает как безопасное, так и небезопасное поведение и условия, а также любые действия, которые доставляют ему зрительный дискомфорт. Например, наблюдая за электриком, работающим с оголенными проводами, наблюдатель не будет знать, находятся ли они под напряжением и, следовательно, опасны, или изолированы, отключены и, следовательно, безопасны.
Что наблюдаем
Наблюдатель делает заметки только о том, что он наблюдал. После наблюдений следует беседа с обратной связью, в ходе которой наблюдатель обсуждает с работником то, что он отметил, начиная с положительных моментов, усиливающих безопасное поведение, затем просит наблюдаемых описать любое небезопасное поведение, о котором они знали, и, наконец, обсуждает любое небезопасное поведение или проблемы, которые у них были.
Поскольку безопасность, основанная на поведении, заключается в исправлении небезопасного поведения до того, как оно приведет к инциденту, наблюдение за тем, как сотрудники выполняют свои обязанности, является первым шагом. Наблюдателями должны быть сотрудники, прошедшие подготовку по проведению проверок безопасности на месте, имеющие опыт в выполнении задач, за которыми они наблюдают, и заслуживающие уважения со стороны своих коллег.
Периоды наблюдения необходимо объявлять сотрудникам заранее, чтобы они не воспринимались как “ловушка” для привлечения к дисциплинарной ответственности. Подчеркните, что цель наблюдения – не наказание, а улучшение условий труда и повышение безопасности на производстве. Контрольный список может помочь сотруднику, проводящему наблюдение. Например, при наблюдении за вождением контрольный список может включать использование ремней безопасности или указателей поворота и отмечать любые отвлекающие факторы. Для работы маляра, на которого воздействует краска на масляной основе, это может включать использование респираторов или других средств индивидуальной защиты (СИЗ).
Наблюдайте за сотрудником непосредственно в работе. Не следует давить на него своим присутствием, не отвлекать в неподходящее время – работник должен вести себя, как обычно. Наблюдателю стоит обращать внимание как на детали, так и на рабочий процесс в целом, и отмечать не только опасные действия работника, но и его безопасное поведение.
Если заметили опасные действия
Заметив опасные действия работника, остановите его и обсудите сложившуюся ситуацию. Если немедленной угрозы нет, можно выждать и поговорить с работником в более подходящий момент, чтобы не отвлекать его от работы. Внимательность и открытость наблюдателя поможет наладить контакт с сотрудником.
При анализе небезопасного поведения:
- Обращайтесь к поведению, а не к человеку, например, если замечено, что работник не одет в соответствующие СИЗ, спросите “почему люди не всегда используют СИЗ при выполнении этой задачи”, а не “почему вы не использовали свои СИЗ?”
- Спросите наблюдаемого человека, каковы, по его мнению, последствия небезопасного поведения
- Спросите почему, по его мнению, вы остановили работу, какую ошибку он сделал
- Определите первопричину небезопасного поведения – несколько наблюдаемых случаев небезопасного поведения могут быть вызваны одной первопричиной и, следовательно, могут быть устранены, если эффективно устранить первопричину
- Имейте в виду, что небезопасное поведение может быть вызвано неправильным пониманием процедуры руководителем работ. Другая возможность заключается в том, что сама процедура несовершенна.
Обсуждая с работником его небезопасное поведение, дайте работнику понять, что вам важен его взгляд на проблему и варианты её решения. Поинтересуйтесь, как, по мнению сотрудника, можно обезопасить работу: например, изменить технологический цикл, выбрать другие инструменты или СИЗ. Тогда и он прислушается к вашим советам и замечаниям.
Заполняем карту наблюдений
Заполните карту наблюдений: отметьте необходимые пункты и опишите проведенное наблюдение в секции для комментариев.

В карте не указывают имя работника, за которым наблюдают. За исключением случаев, когда работник заполняет карту сам. Он может сделать это, например, когда считает свое рабочее место недостаточно безопасным. Важно, чтобы все сотрудники компании знали результаты наблюдений и программу дальнейших действий. Информировать работников можно на общих собраниях или, например, размещая данные на информационных стендах и корпоративном сайте.
Обратная связь должна предоставляться как вовремя, так и после наблюдения. Во время наблюдения важна обратная связь, потому что похвала хорошему поведению по мере того, как оно происходит, побуждает людей продолжать эту практику. Точно так же наблюдатель может захотеть прервать и исправить нежелательное или небезопасное поведение, поскольку он видит, что это происходит, чтобы помочь избавиться от вредных привычек.
После наблюдения наблюдатель должен предоставить обратную связь наблюдаемому лицу (лицам). Сеанс обратной связи всегда должен начинаться позитивно, с освещения безопасных форм поведения, которые были замечены. Наблюдатель должен отдать должное правильному использованию безопасных процедур – это пример положительного подкрепления.
Обратная связь должна определять, что делается хорошо, что делается не так хорошо и может быть улучшено, а также любые препятствия на пути улучшения. Должно последовать совместное соглашение о корректирующих действиях. Сессия обратной связи всегда должна завершаться на позитивной ноте, и вовлеченных лиц следует поблагодарить за их помощь.